Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

11 июня 2018 года

Божественная литургия в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

10 июня, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Русской просиявших, епископ Домодедовский Иоанн, Управляющий Северо-Восточным...

читать далее
10 июня 2018 года

Всенощное бдение в храме Живоначальной Троицы в Усадьбе Свиблово

9 июня, в канун 2-й Недели по Пятидесятнице, Всех святых в земле Русской просиявших, епископ Домодедовский Иоанн, Управляющий Северо-Восточным...

читать далее
8 июня 2018 года

Епископ Иоанн совершил Божественную литургию в храме сщмч. Илариона в пос. Северный

7 июня, в день празднования третьего обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, епископ Домодедовский Иоанн совершил...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

Проповеди священнослужителей Северо-Восточного Московского викариатства

Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице. Апостола Иакова, брата Господня по плоти

Подробнее...
12 ноября 2017 года

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем, а также с памятью святого апостола Иакова, брата Господня.

Это святой, который обратился к Спасителю нашему как к Богу и ко Христу уже после того, как Господь воскрес. Но важно другое – то, что он был Его братом по плоти: как говорит Святая Церковь, Иаков приходился сводным братом Христу, поскольку был сыном от первого брака Иосифа Обручника. И вот, второе евангельское зачало, которое мы сегодня с вами слышали, упоминает в том числе и об Иакове как о брате Господнем (см.: Мф. 13, 54-58).

Согласно преданию, Иосиф Обручник был обручен с Девой Марией, когда Ей было 14 лет, а ему около 80, и это значит, что Иаков, брат Господень, был гораздо старше не только Христа, но и Божией Матери. Это значит, что он был уже зрелым, сложившимся человеком, когда вдруг его сводный младший брат объявляет Себя Мессией. И, конечно, он не мог не испытывать определенный соблазн, искушение. В седьмой главе Евангелия от Иоанна мы читаем это возражение: братья Христа, в том числе Иаков, Иуда и Симон, обращаются к Нему и говорят: «Если Ты Христос, яви Себя миру: иди в Иерусалим и засвидетельствуй то, что Ты являешься таковым» (см.: Ин. 7, 3-4).

Подробнее...


Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице. Притча о богаче и Лазаре

Подробнее...
10 ноября 2017 года

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, в прочтенном за сей Божественной Литургией евангельском повествовании видели очень яркие картины того, чем является жизнь человеческая, земное поприще, которым каждый из нас шествует, и то, что ожидает каждого из нас, без исключения, за той таинственной чертой, которую мы не без некоего содрогания и трепета именуем смертью. Сегодня мы слышали с вами удивительную притчу нашего Спасителя о богаче и Лазаре, она, конечно, всем нам знакома. Эти слова настолько способны впечатлить и наполнить особенным смыслом и содержанием сердце каждого из нас, что многие могут фразами и целыми кусками цитировать наизусть эти евангельские отрывки, которые Церковь по своему особому благоусмотрению предлагает всем нам. Эта удивительная притча о богаче и Лазаре настолько близка и дорога, как мне представляется, сердцу каждого православного церковного человека, что не может оставить равнодушным и безразличным всякого, кто в той или иной мере прикасается к этому евангельскому благовестию, читая ли эти слова, слушая ли их в Церкви, а тем более внемля поучению, которое с ним связано. Несмотря на то, что всем нам оно известно и знакомо, мне хотелось бы обзорно пересказать сегодняшнее евангельское повествование.

Подробнее...


Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице. Притча о Сеятеле.

Подробнее...
5 ноября 2017 года

Всех вас с воскресным днем, дорогие братья и сестры!

Сегодня за богослужением мы с вами слышали притчу о Сеятеле (см.: Лк. 8, 5-15). Как и любая притча, которую предлагает нам Господь, эта притча многопланова, содержит в себе множество смыслов. На заре христианства преподобный Викентий Лиринский говорил, что Церковь как в некой сокровищнице хранит евангельское учение о Спасении. И мы можем сказать, что притча есть отражение этого учения и из нее верующий человек призывается черпать мудрость.

И все же притча о Сеятеле – исключительная притча: ее толкует Сам Господь по просьбе Своих учеников. И чем больше вчитывается в нее христианин, тем больший, глубиннейший смысл он для себя может открыть. Притча о Сеятеле, если мы уподобим ее ларцу с сокровищем, имеет не одно дно, и не два, и не три дна, а гораздо больше. Но часто применительно к верующим людям сбываются слова Христа о том, что мы, слушая, не слышим и, пытаясь разуметь, не разумеем. Может быть, самое простое, что мы из этой притчи можем почерпнуть, объясняет Сам Господь: сердце человека уподобляется земле, почве, в которую Сеятель бросает семя.

Подробнее...


Слово в Неделю 21-ю по Пятидесятнице. Притча о сеятеле. Память мученика Лонгина сотника.

Подробнее...
3 ноября 2017 года

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, за сей Божественный Литургией слышали благоуветливые глаголы Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который уподобил Себя сеятелю, сердце человеческое – земле, а слово Божие, живое и действенное, уподобил семени, которое этот Сеятель сеет. Сердце же человеческое было уподоблено разного рода почве.

Одна категория было уподоблена Господом проезжей дороге, которая не способна сама по себе ничего доброго принять в себя, потому что настолько вытоптана ногами, настолько она закоснела и заскорузла, что не способно в эту землю ничего доброго войти. И всё, что бы и с какой целью не бросалось бы, даже с самой благой, всё это превращается в мусор и хлам. Сколько таких дорог, которые мы видим вокруг себя, дорог, которые запакощены окурками, смятыми пивными банками, клочьями газет и всего прочего. Вполне убедительный образ и убедительное сравнение, чему сегодня в наш современный век можно уподобить сердце человеческое. Какого хлама только нет в нашем сердце, какого только мусора в нём нет. И это не оскорбительный образ, не образ, унижающий и уничижающий достоинство человека, а это то, во что мы превратили своё собственное сердце.

Подробнее...


Слово в Димитриевскую родительскую субботу

Подробнее...
2 ноября 2017 года

Дорогие братья и сестры, сегодня мы пришли в храм помолиться о наших усопших, о православных воинах, которые за веру и Отечество положили свою жизнь. Господь в Евангелии говорит, что нет больше той любви, когда человек душу свою или жизнь свою положит за други своя (см.: Ин. 15, 13).

Именно поэтому Святая Церковь практически за каждой Литургией поминает вождей и воинов православных, которые отдали жизнь по заповеди Божией за жизнь мира, чтобы могла существовать страна и Церковь – Носительница или Хранительница Вселенского Православия. Может быть, для кого-то это звучит высокопарно, для кого-то – банально или риторически, но воины, отдавшие жизнь за Родину, отстояли возможность всему этому осуществляться.

Но часто мы приходим в храм неосознанно, по старой памяти: в родительскую субботу нужно в церкви написать записку, что-то принести на канон, свечи поставить и так далее. Зададимся вопросом: насколько это приятно Богу, нашим усопшим сродникам, зовет ли нас в храм любовь или что-то другое? Может быть, это суеверный страх: если что-то не выполнить или сделать не так, то Господь накажет. Но за этим нашим духовным «одеревенением» стоит нечто более страшное – то, что можно назвать неверием Преданию.

Подробнее...


Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

Подробнее...
30 октября 2017 года

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, за сей Божественной Литургией слышали евангельское повествование, благовествующее нам о чуде, которое сотворил Спаситель мира Господь наш Иисус Христос, приближаясь к небольшому городку, именуемому Наин. Этот город единожды упоминается в Священном Писании, и лишь воспоминании, которое сегодня предлагает нам Церковь Христова. Ничего собой не представляющее селение, однако же, вошло в историю рода человеческого, в сознание верующего христианского сердца как место, где Господь и Спаситель мира положил начало тому дивному спасительному деланию, которое выразилось в воскрешении всего рода человеческого, потому что в преддверии этого небольшого селения Господь воскресил из мёртвых умершего юношу.

Подробнее...


Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице

Подробнее...
26 октября 2017 года

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! Сегодня за литургией мы с вами слышали евангельское повествование о воскрешении Господом сына наинской вдовы (см.: Лк. 7, 11-16).

Священное Писание говорит нам о том, что Господь с учениками однажды проходил мимо небольшого города Наина, из которого выходила погребальная процессия. Женщина, будучи вдовой, несла хоронить своего сына. Христос, умилосердствовавшись, остановил эту процессию, коснулся рукой одра и воскресил юношу, и отдал его матери. И слух о том, что Господь не только исцеляет болезни, но и воскрешает мертвых, разнесся по всей иудейской стране. И люди, слышавшие об этом великом чуде, говорили: действительно, великий пророк восстал среди нас.

Наверное, все мы хорошо знаем это повествование: оно невелико и очень просто. Но то, о чем в нем говорится, поистине есть величайшее свидетельство для каждого из нас существования, залога Вечной блаженной жизни. И при чтении этого евангельского рассказа в сердце верующего человека, жаждущего вечного спасения, должна восходить заря и светом озарять, любовью согревать, верою вдохновлять его на будущую жизнь ради Царства Небесного.

Но так ли происходит с нами? Вот, многие из нас сегодня слышали это евангельское зачало, а многие и не слышали. Но если многих из нас, сейчас слушающих то, что я говорю, спросить завтра или послезавтра: о чем было Евангелие воскресное? – не все смогут ответить. Нам почему-то безразлично все то, что нам предлагает сегодня услышать Святая Церковь. Из-за чего это происходит?

Подробнее...


Слово в Неделю 19-ю по Пятидесятнице

Подробнее...
22 октября 2017 года

С воскресным днем, дорогие братья и сестры! Сегодня за литургией мы с вами слышали, наверное, одни из самых главных слов, которые может найти верующий человек в Евангелии. Это слова Господа, являющиеся, безусловно, важнейшим критерием, по которому можно определить, спасается ли человек или не спасается (см.: Лк. 6, 31-36).

Свои слова Христос обратил ко всем тем, кто слушал Его, и в первую очередь к апостолам. Он сказал: «Если вы любите любящих вас, то зачем вам нужна благодать? Потому что точно так же делают и грешники. Если вы даете взаймы тем, от кого ожидаете получить, то зачем вам нужна благодать? То же самое делают и грешники». А дальше Христос сказал, чтобы мы любили наших врагов, молились за проклинающих нас, любили ненавидящих нас. Потому что и Отец Небесный посылает дождь и солнце и на неблагодарных, и на злых, и на грешников. И заключает Господь Cвою речь словами: «Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерден есть».

Эти слова, если подходить к ним в простоте восприятия, не требуют никакого объяснения. Как сказал Христос, так верующий человек и призывается исполнить. А если он не может исполнить, то он призывается покаяться в том, что он не в состоянии это сделать, исповедовать свою немощь, сказать: «Да, Господи, я абсолютно подобен грешнику или язычнику», – как мы читаем об этом в Евангелии от Матфея, или мытарю, которому уподобляет Христос тех, кто делает все с какой-то определенной выгодой (см.: Мф. 5, 46-47).

Подробнее...


Слово в Праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Подробнее...
21 октября 2017 года

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с Праздником Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы!

Сегодня мы пришли в храм испросить особое благословение у Пречистой, чтобы Она своим Покровом оберегала нас от жизненных бед и напастей, сохраняла в первую очередь от духовных неприятностей, которые также являются источниками наших материальных бед и проблем. Каждый верующий человек на вопрос: что такое Покров Пречистой Богородицы? – будет по-разному отвечать. Но, наверное, самое главное – это то, что в Покрове Божией Матери всем нам непременно зрится любовь и милосердие Пречистой по отношению абсолютно к каждому человеку.

Событие, которое сегодня Церковью вспоминается, имеет место в истории человеческой достаточно локальное. Но именно в силу своей мощной символики оно осталось в веках: заступление Богородицы спасло византийцев от безбожных агарян. Для православного мироощущения Ее Покров выступает как нерушимая стена, рядом с которой человек всегда найдет себе опору.

Всякий верующий человек, приходя в наш храм, невольно созерцает символ Праздника, поскольку над иконостасом изображена Божия Матерь, простирающая Свой покров над родом человеческим. Но есть и условие, которое мы должны соблюдать, чтобы откликалась на наши молитвы Пресвятая Богородица, чтобы Она давала нам вкусить сладость этого Покрова – возможности быть покрытым даром благодати Сына Ее.

Подробнее...


Слово в день памяти Московских святителей

Подробнее...
18 октября 2017 года

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня Церковь наша чтит и воспевает Московских святителей Петра, Алексия, Иону, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария как заступников, предстателей и хранителей Церкви и Отечества.

Празднуя память всероссийских святителей в один день, Церковь воздает каждому из них равную часть как Небесным покровителям города Москвы и молитвенникам за наше Отечество.

Первым в соборе святителей стоит митрополит Петр, избранный архипастырем и духовным вождем Русской земли в начале 14 века. Это было время возрождения Руси после монгольского нашествия. Именно он заложил в сердце Москвы в Кремле Успенский собор, где позднее был погребен. Рака с его мощами стала краеугольным камнем и благословением на великое дело собирания Земли Русской.

Подробнее...