Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

18 июля 2019 года

В Москву из Мурома впервые принесена рака с мощами святых благоверных Петра и Февронии

14 июля 2019 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси...

читать далее
18 июля 2019 года

В Северо-Восточном округе столицы прошел традиционный объезд строящихся храмов

13 июля Советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ Владимир Иосифович Ресин, первый заместитель...

читать далее
18 июля 2019 года

Божественная Литургия в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля 2019 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_oGKl.jpgВсех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем со второй Неделей Великого поста. Сегодня Святая Церковь чествует святителя Григория Паламу – святого, который в очень сложное время отстаивал важнейшие догматы учения Церкви Православной. Согласно этому учению, то, что мы так часто называем благодатью, есть не что иное, как Божественная сила, Божественная энергия, которая, соединяясь с человеком, делает его причастником Божеского естества.

Так называемые фессалонийские споры, возникшие в четырнадцатом столетии, были направлены на то, чтобы подорвать учение Церкви о Фаворском Свете. «Одно дело, – говорили еретики, – благодать невидимая, незримая: это действительно Божественная энергия. Бог есть дух, и Его человек не может увидеть. Но когда Христос преобразился на горе Фавор и апостолы Петр, Иаков и Иоанн лицезрели это сияние своими телесными глазами, то они видели тварный свет, и это был не свет Божества, это был особый материальный свет, которому сопутствовала Божественная благодать». Святитель Григорий Палама вступился за учение Церкви, утверждая: то, что видели, именно видели своими физическими глазами апостолы, было не что иное, как благодать, открывшаяся апостолам в виде Света.

Конечно, для нас, погруженных в суету, то, что было в четырнадцатом веке, кажется очень отстраненным, не имеющим абсолютно никакого к нам отношения. Какие-то монахи о чем-то спорили, причем здесь мы? Нам поститься, да молиться, да ходить в храм, да причащаться, да исповедоваться. Что еще надо, казалось бы? Но ведь дело в том и заключается, что святитель Григорий Палама не просто утверждал, что Фаворский свет есть, с одной стороны, свет, зримый физическими глазами человека, а с другой стороны, есть не что иное, как сама благодать, сама Божественная энергия и сила. Ведь тем самым он отстаивал тот факт, что она – эта Сила, эта благодать – разливается по всей вселенной.

И вопрос здесь ставится ребром по отношению к каждому из нас: видим ли мы этот Свет или не видим, верим ли мы в это или не верим, чувствуем мы его или не чувствуем? И если мы не верим, и если мы не видим, и если мы не чувствуем, ведь это не значит, что его нет. Это значит, скорее, обратное: то, что наши сердца, наши умы, наша жизнь закрыта от Бога. Мы не хотим, чтобы Он вошел в нее, мы не хотим, чтобы Он раскрылся в ней, и поэтому, замкнутые в себе или на себя, конечно, мы никогда не сможем увидеть этот Свет.

И можно поставить другой важный вопрос: если верующий человек, который не видит этот Свет, в глубине сердца говорит себе, что и не собирается его видеть, какой же тогда он верующий? Зачем он приходит в храм, зачем он идет на исповедь, зачем он все-таки знает, что необходимо причаститься, ведь он хочет спастись? Откроем Евангелие от Иоанна и его послания: Апостол Любви знал, что такое Фаворский свет, сам его лицезрел и писал об этом. Он говорил: «то, что видели наши глаза, то, что осязали наши руки» (см.: 1 Ин. 1, 1), – так он называет Богоявление. И очевидно, что апостол хочет для каждого из нас сказать нечто очень важное. Если человек в этой жизни не воскреснет для Вечности, то будет ли он спасен там, в пакибытии? Примет ли он тогда в свое сердце, в свое естество так называемую эсхатологическую полноту царства, раскрывшуюся по мере его способности вместить? Конечно, нет. Если ты здесь не воскрес, как ты воскреснешь там? Но ведь все дело в том, что тот, кто воскресает здесь, это именно тот, кто этот Свет Божественный становится способным увидеть, по крайней мере восчувствовать. И будучи пронизанным им, исповедовать то, что близ Господь, то, что Он жив, то, что Он всегда готов помочь, откликнуться. И Господь действительно помогает и согревает сердце человека теплотой. Разве это не так?

И вот, Святая Церковь во вторую Неделю Великого поста неслучайно полагает чествовать святителя Григория Паламу. Она хочет, чтобы мы, вспоминая подвиг этого святого, задумывались снова и снова о том, насколько в нашей жизни много не то что Фаворского света, а просто памяти об этом Фаворском свете. Зачем это делает Святая Церковь? Ответ простой: она готовит нас к празднику Пасхи. С одной стороны, к празднику, который находится в рамках времени, который случится через пять недель, и мы придем в храм и будем восклицать «Христос Воскресе!», радуясь в рамках временного бытия. С другой стороны, Святая Церковь любую земную Пасху дает нам как осуществление духовной великой, вечной реальности, к которой нас готовит.

Верующему человеку необходимо всегда помнить о Фаворском свете, чтобы сопоставлять свое духовное состояние со словами Христа: Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно (Мф. 6, 22-23). А у верующих людей получается часто наоборот. Верующий человек всеми силами доказывает, что несмотря на то, что жизнь его темная, то есть полна грехов, и он ничего с собой сделать не может, глаз его все-таки светлый.

По плодам их узнáете их, – говорит Господь. – Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? (Мф. 7, 16). Точно так же, как репейник не приносит смоквы и, наоборот, смоква не может принести репейника, так и встречающиеся в жизни «недоразумения», как мы их называем, наши страшные грехи не являются свидетельством случайных ошибок, нет. Это просто репейник принес репейник, а о смоквах, говоря языком Евангелия, и речь не идет.

В сегодняшний день Святая Церковь полагает слушать повествование об исцелении Господом расслабленного (см.: Мк. 2, 1-12). Этого больного принесли на носилках четверо людей, но в силу того, что Христос был окружен народом, они не могли к Нему подойти и вынуждены были, нанеся материальный ущерб хозяину того дома, где находился Господь, раскрыть кровлю и с крыши спустить на веревках расслабленного к ногам Христа. И Господь, видя веру людей, которые принесли больного, сказал расслабленному: Чадо, прощаются тебе грехи твои (Мк. 2, 5), – и исцелил его.

Многие толкователи пишут о том, что символически это четыре евангелиста спускают через крышу к ногам Господа расслабленное человечество, которое настолько бессильно, что не может двинуть ни рукой, ни ногой, подчас не может даже глазами хлопнуть для того, чтобы выразить свое согласие – хочет ли оно быть у ног Иисуса или не хочет. Но в Евангелии мы читаем, что Господь видит веру не больного, которого спустили на веревках с крыши, а тех, кто его принес. И это есть очень важное свидетельство того, что по вере одних воскресают другие. Это также означает, что многие из нас, в состоянии расслабления оказавшись у ног Иисусовых, должны поставлять это не себе в заслугу, а в заслугу тех, кто за нас молился, кто за нас переживал и плакал, кто за нас часто просил Господа, чтобы Он принял нас в Свое общение.

Исцеляя расслабленного, Христос говорит: Чадо, прощаются тебе грехи твои. И мы должны понять, что это самое главное: нет ничего в мире важнее того, чтобы Господь отпустил человеку грехи. Казалось бы, спустили больного к ногам Иисуса для того, чтобы он здоровье получил, на ноги встал. А Христос сперва говорит о прощении грехов, а потом уже ставит человека на ноги, и в этом заключается глубиннейший смысл, важный для каждого из нас. Потому что мы, часто имея недуги, болезни, скорби, обращаемся к Господу для того, чтобы Он нас избавил от них. Не правда ли?

Святая Церковь наставляет нас: когда ты обращаешься с такими просьбами к Богу, самое главное – это покаяться в своих грехах, исповедовать их, чтобы Господь их отпустил, а потом и все остальное придет. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33), – говорит Господь. И именно так Он поступает с расслабленным. А святые отцы говорят нам, что в любом недуге, в любой скорби, посещающей человека, явно действующей на человека как наказание, всегда скрыт тайный призыв к покаянию.

Придя в храм во вторую Неделю Великого поста, чествуя память святителя Григория Паламы, назидаясь сегодняшним евангельским чтением, попробуем соединить в своих умах и сердцах на предстоящей седмице переживания и мысли о том, насколько сопоставимо наше покаяние с Фаворским светом. И тот, кто проникнет в эту мудрость церковную, тот, конечно, засвидетельствует, что только на путях покаяния мы имеем возможность преображения. Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с праздником, желаем вам также ревностно, не унывая проходить поприще Великого поста, регулярно посещая богослужения, а самое главное – каясь в своих грехах и причащаясь Святых Христовых Таин. Помощи Божьей!

Аминь!

Теги: