Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

19 июля 2018 года

Богослужение в день памяти прп. Сергия Радонежского в храме на Миусском кладбище

18 июля 2018 года, в праздник обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, 100-летие мученической кончины великой княгини Елисаветы...

читать далее
19 июля 2018 года

Анатолий Торкунов: Храм при МГИМО объединяет преподавателей и студентов

Гостем авторской программы председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойды «Парсуна» стал ректор...

читать далее
17 июля 2018 года

В. И. Ресин совершил объезд строительных площадок храмов СВАО

В субботу 14 июля В. И. Ресин, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве, совершил объезд строительных площадок храмов в...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_Gutorov1.JPG

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Только что перед причастием святых Христовых Таин все мы с вами, дорогие братья и сестры, слышали последний раз этим Великим постом, а, следовательно, и в этом году, покаянную песнь «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». По уставу церковному ей приличествует звучать на Всенощном бдении, что и было вчера вечером совершено во время полиелея, а сегодня – уже в качестве ещё одного напоминания о том, что Господь прещедро отверзал нам покаяния двери в течение сего святого и благословенного времени, что позволяет нам еще раз удостовериться в той неизреченной милости Божией, которой Господь всех нас в эти святые великопостные дни наделил.

В течение девяти седмиц мы слышали эту удивительную покаянную песнь, которая стучалась в двери нашего сердца в надежде, что и в нём найдётся отклик, отзвук на тот призыв, который Господь обращает к каждому из нас: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Время Великого поста, о котором мы с вами говорили ещё задолго до его начала, уже пролетает, и, как ни странно, не желание скорее бы освободиться от всех этих утеснений и осложнений нашей жизни живет в нашем сердце, а сожаление о том, что самое лучшее время в этом году вот-вот закончится. Именно так, мне представляется, должно воспринимать время Великого поста, и это не отнюдь не преувеличение, а уж тем более не ханжество или желание показать на публике, какой я благочестивый и подвижник, и как мне нравится поститься или как для меня дорого это время. Нет. Быть может, а так оно и есть, я гораздо хуже всех вас, здесь стоящих, но тем не менее, осознаю, и не только я, но и многие здесь присутствующие, насколько важно и необходимо для всех нас это время.

Вот наступит Пасха, мы все её ждём, мы её чаем, мы живём этим предвкушением и поэтому время, предшествующее этому святому и радостному событию, необходимо для того, чтобы человек был способен вместить в себя эту преизбыточествующую радость. Для сердца, наполненного чем-то совершенно иным, эта радость может оказаться совершенно ничего не говорящей и ничего не значащей, поскольку человек озабочен совершенно иным, а когда мы своё сердце в течение этого предшествующего четыредесятного поприща пытаемся освободить от переполняющего его хлама и грязи, и Богу содействующу, худо ли, бедно ли, нам это удаётся, вот тогда в это освободившееся от всякой мерзости место нашего сердца войдёт благодать Христова. Каждый из нас, наверное, знает из опыта своей жизни радость Пасхальной ночи. Я очень часто ловил себя на мысли, что иногда эта радость бывает такой, что невозможно никакими словами ее передать, и это вовсе не экзальтация или состояние прелести, это действительная реальность, которую Бог дарует человеку пережить. Никакие человеческие представления о радости не способны даже близко сравниться с тем ликованием, которое Господь дарует человеку пережить в Пасхальную ночь. А бывает, ждёшь этого ощущения, этого переживания, а оно вдруг не приходит, Пасха, крестный ход, зажжённые свечи, ликующие лица прихожан, но ты к этому относишься по-другому, не в том смысле, что ты безучастен к этому, но вот той чаемой радости, которую ты ожидал вкусить хотя бы на мгновение, её почему-то нет. Почему? И я себе отвечаю, значит дурно и плохо постился, значит не так что-то делал, и Господь тебе не дал этой всеохватывающей радости и ликования.

Поэтому, дорогие братья и сестры, время Великого поста, это время возможности освободиться от всего дурного, наносного, искусственного, фальшивого, что есть в нашей жизни, чтобы приуготовить место Воскресшему Христу. Дай Бог нам всем пережить в эту грядущую Пасхальную ночь радость и ликование о Воскресшем Христе, чтобы эта радость всегда пребывала в нашей памяти и в нашем сердце. К сожалению, нам невозможно всегда удерживать эту радость в своем сердце, потому что мы не способны сохранить её, и это каждый из нас понимает, но тем не менее Господь дарует нам возможность хотя бы отблеском Своего небесного Божественного присутствия ощутить её. Это уже есть залог того, ради чего стоит жить, это может осмысливать и укреплять нас тогда, когда на нашу долю выпадают жизненные испытания и невзгоды, не им поддаваться, не унынию следовать, а прежде всего, помнить ту Пасхальную радость, которую Господь способен каждому из нас даровать.

Путём к этой радости является то, о чём было сказано в самом начале: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Именно покаянием возможно стяжать эту небесную пасхальную радость в своей жизни. Примером такого покаяния, этого пасхального торжества жизни над смертью является празднуемая сегодня святая угодница Божия преподобная Мария Египетская, о которой мы вновь сегодня говорим. Почему вновь, потому что три дня назад, во время так называемого Марииного стояния во время чтения Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского в среду вечером мы читали изумительное жизнеописание этой святой угодницы Божией.

Иногда мы задаёмся вопросом или может просто недоумеваем, почему дни Великого поста усвоены каким-то особенным угодникам Божиим и подвижникам благочестия. Окинем мысленным взором и ещё не оскудевшей памятью тех святых, чью память Церковь предлагала нам для прославления и празднования в течение минувших воскресных дней великопостных, это были святитель Григорий Палама, преподобный Иоанн Лествичник, преподобный Ефрем Сирин, чью молитву мы совершаем на протяжении всего Великого поста, преподобный Андрей Критский... Но сегодня, мы как бы спотыкаемся о пример совершенно не похожий на тех, чьи имена сейчас прозвучали, потому что преподобная Мария Египетская поначалу своей жизни была существом абсолютно чуждым праведности и святости, ибо по её собственному свидетельству, которое она выразила старцу Зосиме подвижнику, она была сосудом самого диавола.

В двенадцатилетнем возрасте, будучи еще маленькой девочкой, отроковицей, пусть даже на Востоке взросление происходит несколько ранее, так уж физиологически сложилось, тем не менее, она бросает родительский дом, подобно блудному сыну, некая такая блудная дочь. Она бросает родительский дом, девочкой уходит в столицу, славившуюся в то время просто чрезвычайным распутством и развратом, и там она теряет свою невинность, и, как она сама об этом говорила, в течении последующих семнадцати лет она жила ради греха, не ища ни денег, ни подарков, ни каких-то особых знаков внимания, она грешила ради самого порока, ибо в этом видела смысл своего человеческого существования. До тех пор пока она не отправилась на Святую Землю, в Иерусалим, отнюдь не по побуждениям благочестивым, а прежде всего, ради новых приключений, подобных тем, которыми весьма преизобиловала вся её предшествующая жизнь.

И вот там происходит удивительная встреча грешника с Богом, блудного сына со своим Небесным Отцом. Мы, наверное, можем лишь догадываться, почему она не вернулась к своим родителям. Хотя это не имеет прямого отношения к сегодняшнему разговору, но мы можем представить реальностью своей собственной жизни, что значит потерять своего ребёнка, не в том смысле, что он умер от какой-то эпидемии или болезни, а от того, что он с ума сошёл, страстями обуреваемый, бросил родительский дом и жил в пороке, в беззаконии и в грехе. Страшно подумать, что переживали родители этой несчастной девочки, какие слёзы они пролили, не зная, что и думать о ней. Быть может, они, выплакав все свои глаза, умерли, и поэтому не произошло той трогательной евангельской встречи, которую мы видим с вами на страницах Священного Писания, описывающих возвращение блудного сына. Здесь мы видим с вами совершенно иной исход, совершенно иное проявление покаяния.

Эта блудница, эта нечистая женщина, славившаяся порочной жизнью, наглая, беззастенчивая, ни перед чем и ни перед кем не останавливающаяся, она предпринимает намерение плыть на Святую Землю, куда плывут паломники, чтобы в память празднования Всемирного Воздвижения Креста Господня поклониться Древу Крестному. Она приплывает в Иерусалим и вместе с прочими паломниками дерзает нагло, бессовестно идти в храм Божий с тем, чтобы войти и своими бесстыжими глазами смотреть на Древо, на котором был распят Христос, Спаситель мира. И вот она идёт уверенной походкой, потому что во всём в своей жизни она была уверенна, и, уже подойдя к двери храмовой, она вдруг ощутила, что некая сила не позволила ей войти внутрь храма. Она это объяснила толпою людскою, тем, что её оттеснили, что люди не дали ей зайти. Она новую попытку предпринимает войти в двери церковные, и опять невидимая, незримая стена вырастает между нею и храмом Божиим, третья, четвёртая попытка заканчиваются тем же самым – неведомая сила не пускает её войти в храм. И вот тогда она, обессилев, отходит в притвор церковный и там начинает понимать, что, или вернее, Кто не позволяет ей войти внутрь храма Божьего. Она вдруг в мгновение ока, всю свою жизнь окидывает взором и видит, что в этой ее жизни нет ровным счётом ничего, что было бы достойно войти ей в это святилище.

И тогда, что называется «вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил», она начинает рыдать и плакать, она понимает, что она есть источник зла, она является существом ничтожным и не способным увидеть своими собственными глазами ту святыню, на которой произошло искупление всего рода человеческого. Она стенает, плачет, и вдруг поднимает свой взор к стене церковной, на которой видит икону Пресвятой Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Она, как может, молится Ей и просит Царицу Небесную, чтобы Та стала споручницей ей грешной, чтобы Она заступилась за неё пред Сыном Своим, и дает обещание, что более никогда не вернётся к прежней порочной своей жизни. И тогда, возымев намерение вновь войти в храм, Мария ощутила, что никто и ничто не заградил ей пути в храм Божий, она вошла в храм и увидела своими собственными глазами Древо Крестное, на котором был распят Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, и выйдя поспешно из храма, стала горячо, пламенно молиться перед образом Царицы Небесной с тем, чтобы Матерь Божия указала ей дальнейший путь её жизни. Как бы издали Мария услышала голос, который не столько слухом услышала, сколько своим сердцем осознала, что эти слова касаются её: Там за Иорданом, – было сказано ей, – найдёшь себе успокоение. И она поспешила перейти Иордан и там, в Заиорданской пустыне, она провела без малого полвека, сорок семь лет она находилась в подвиге поста, молитвы и в непрестанных слезах о том беззаконии, которое творила в своей жизни и о том, чтобы Господь помиловал её и даровал ей утешение и вечную жизнь.

Свидетелем этого удивительного подвига покаяния был преподобный старец Зосима, о котором тоже сегодня следовало бы сказать несколько слов, ибо он уже к тому времени провёл пятьдесят три года в монастыре и достиг многих и многих духовных совершенств, но враг рода человеческого, который пытается всякого человека погубить, внушил ему мысль, что Зосима достиг уже совершенства, что тех подвигов, которые он приобрёл, нет ни у кого. Тогда Господь, чтобы от гордости, тщеславия и самомнения не погибла эта праведная душа, направляет его в монастырь вблизи Иордана, где по уставу монастырскому, уйдя Великим постом вглубь пустыни, он встретил преподобную Марию Египетскую, тем самым показав ему, что множество путей ведёт человека ко спасению, и самое главное для каждого из нас, для каждого человека – стремление к покаянию, стремление к вечной жизни и сокрушение в своих грехах.

У преподобного Ефрема Сирина есть такие замечательные слова, он говорит так: «Я грешник, но я хочу быть праведником». Вот это «хочу быть» спасает и спасёт каждого, кто желает быть со Христом. Преподобный Исаак Сирин говорит такие замечательные слова в одном из своих наставлений, он говорит, что в последнее время монахи не смогут жить так, как жили в те древние времена монашествующие, но только одно, что они сокрушаются о том, что не могут жить так, как им подобает, уже одно это их спасёт.

Нас, людей живущих в миру, и весьма и весьма далеко находящихся от монашеского делания, спасёт то же самое устроение нашей души, если мы будем жаждать стремиться к тому, чтобы жить по Божьему, жить праведно. И в этом смысле пример преподобной Марии Египетской для каждого из нас, монашествующего ли или мирянина, равным образом является спасительным и благословенным, потому что показывает то, что решимость человека, даже находящегося в крайней степени греха и беззакония, способна соделать его причастником вечной жизни и Царствия Небесного.

Поистине, когда благодать касается сердца человека, тогда всё то, что он творит по глупости, по легкомыслию, по неверию, по другим причинам, по своим страстям, порокам и так далее, всё это благодать превращает в некий прах, разметаемый ветром и ничего после себя не оставляющий. Главное, чтобы мы с вами, дорогие братья и сестры, стремились к тому, чтобы увидеть свой грех, а увидев его, ужаснулись ему и устремились к Богу, как к Единственному Подателю нашего спасения.

Я сейчас расскажу один пример, который услышал от одного священника, однажды я рассказывал эту историю, и она, мне кажется, в этом смысле очень и очень показательна и примерна. Этот пример может кого-то смутить отчасти, но вместе с тем, это очень яркое свидетельство того, что даёт человеку настоящее подлинное покаяние в его грехах. Однажды в одном храме служил один священник, его очень любили прихожане, он был очень добродетельный человек, очень великодушный, отзывчивый и так далее, то есть он пользовался очень большим авторитетом в своём приходе. И вот однажды был большой праздник, и было много народа, в храм пришла группа людей, сверстников этого священника, с которыми он был знаком в молодости ещё до принятия священства. Тогда он вёл достаточно легкомысленную жизнь, можно даже точнее сказать, разгульную жизнь, а потом они расстались, и их пути разошлись, и вдруг пришли эти товарищи навеселе в храм и к собственному удивлению видят когда-то в прошлом своего собутыльника, совершающего Литургию. Тогда они, посмеявшись над ним, решили его испытать. Один из них пишет записку похабного содержания и просит, чтобы ее передали в Алтарь. Священнику передают эту записку, он читает: что это, дескать, мы, те твои самые товарищи по прошлой жизни, и вот если для тебя это всё не просто так, ты сейчас выйди к народу своему, который тебя уважает и любит, и признайся в том, какою жизнью ты жил прежде, когда нашим другом был.

Какое смущение, наверное испытал батюшка, он уже и думать перестал и забыл уже давно о той своей прежней жизни, покаялся и прочее. Тем не менее, он вышел и сказал: Братья и сестры, записочку мне передали, я даже догадываюсь кто, узнаю, несмотря на прожитое время, кто мог это написать. Вот пишут мне, напоминая, какою я порочною жизнью жил когда-то. Да, братья и сестры, я жил порочной жизнью, дурной жизнью, скверной, но видите, что может Христос, Он может из человека падшего сделать священника, я покаялся в этом и вам во всеуслышание каюсь, каким я был человеком, дурным, скверным, грешным человеком, но Христос меня изменил.

И вот те, которые написали эту похабную записку, они были посрамлены, не потому, что он хотел их посрамить, а потому что вышло с точностью до наоборот, потому что этот священник искренне рассказал, что может сделать благодать Божия с человеком, даже находящимся на самом краю греха и беззакония, потому что для Бога нет ничего невозможного.

Наш Бог, Он не брезгует нашими грехами, Он не брезгует нашей нечистотой. Я скажу более того, пример преподобной Марии Египетской, который был всем нам предложен, говорит о том, что мы мало чем от неё отличаемся, по крайней мере по тому времени, когда мы в храм Божий еще не пришли. Ведь немного из нас присутствующих тех, кто с молоком матери впитал в себя веру Христову. Какими скорбями, какими шишками житейскими, какими всевозможными испытаниями каждый из нас приобретал эту насущную необходимость быть здесь на этом святом месте. Сколько глупостей мы сделали в своей жизни, прежде чем прийти в храм Божий и это почти что все здесь стоящие. Но вот за это и Богу слава, что Бог не возгнушался нами, не побрезговал нами, а принял нас такими, какие мы есть. Господь простил нас и забыл наши грехи, даже если они подобны были грехам Марии Египетской. Он забыл её грехи и соделал её наследницей вечной жизни, и уже в течении полутора тысяч лет Церковь в пример ставит эту великую кающуюся грешницу, которая, когда молилась, воздевая свои руки к небу, отрывалась от земли, ибо такова была её молитва. Когда преподобный Зосима на оборотной стороне Иордана взирал на неё, идущую к нему причаститься святых Христовых Таин, и недоумевал, как же она может переправиться через Иордан, когда нет ни лодки, ни моста, она, осенив крестом реку, прошла так, как Христос прошёл по глади моря, как посуху.

Вот что творит покаяние в жизни человека.

Нет такого греха, который мог бы быть не прощеным Богом, и мы знаем и говорим бесконечно с вами, что есть только один грех, который Бог никогда не простит человеку – это грех нераскаянный, и то, в чём мы не каемся, что мы сокрываем в тайниках своего сердца, стыдясь ли, страшась ли, или по каким-то другим причинам этого не делаем - это никогда не простится, и этот грех нас повлечёт в бездну адскую. То, что мы с вами исповедуем Богу, Он и без нашего покаяния знает, Бог знает всю нашу жизнь и все наши грехи, и от кого мы пытаемся утаить эти грехи, от священника? Такого же грешного человека, как мы с вами. Не стоит стыдиться его и бояться его, ибо он не более чем свидетель и посредник нашего покаяния.

Христа же убоимся, Его устыдимся, чтобы не быть посрамленным там, где будет вечное осуждение и вечное наказание. Здесь принесём Богу покаяние во всём, что мы с вами соделали.

Образ того, что преподобная Мария не могла в храм Божий войти, это вполне земной образ, хотя для кого-то, быть может, он кажется недосягаемым, и, тем не менее, она через покаяние вошла в храм. А сможем ли мы с вами, братья и сестры, представ вечности по завершения своего земного поприща, пройти в храм Небесный? Вот этого должно убояться. Избави нас, Господи от непоправимого несчастья, нас, восхотевших войти в Горнее Небесное Царствие, чтобы некая незримая, невидимая сила отринет нас и не позволит нам войти в радость Господа своего. И этою незримою силою могут быть только наши грехи.

И чтобы этого с нами не произошло, здесь на земле, пока мы ещё в трезвом уме и в здравом смысле, принесём Богу сердечное покаяние во всём, что мы соделали в своей жизни. Повторяю, не устыдимся и не убоимся искреннего покаяния. Но именно через него удостоимся того, что Бог нам отверзет двери милосердия Своего и дарствует нам Небесное Царствие вместе со всеми святыми, угодившими Ему, вместе с празднуемой ныне преподобной Марией Египетской и прочими небожителями, кои прошли путь сего маловременного жития в покаянии и сокрушении сердечном и удостоились вечной жизни. Аминь.

протоиерей Георгий Гуторов