Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

18 октября 2018 года

Покровские гулянья при храме Усекновения главы Иоанна Предтечи в поселке Северном г. Москвы

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – замечательный Праздник, воскресный день и золотая осень! В этом году...

читать далее
18 октября 2018 года

Прихожане храма Усекновения главы святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в поселке Северный г. Москвы посетили Яхромский детский дом

В субботу, 13 октября, прихожане храма Усекновения главы святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в поселке Северный г. Москвы...

читать далее
17 октября 2018 года

Паломническая экскурсия для учителей в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру

Паломническая экскурсия для учителей, преподающих предмет Основы Православной культуры, прошла накануне празднования преставления...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_Gutorov1.JPGВо имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Господь устроил всё в жизни человека особенным, премудрым, промыслительным образом, чтобы всё, что окружало нас в нашей действительности, всё, чем бы мы не связывались в этой жизни, было бы направлено к единственной всеблагой и всеспасительной цели – спасению нашей бессмертной души. Господь дарствует человеку Себя с тем, чтобы Он был самым главным сокровищем человеческого существования.

Многие из вас наверняка помнят, в начале так называемой перестройки был нашумевший фильм, он назывался «Покаяние», конечно там ни слова не было сказано о настоящем, подлинном покаянии, но очень афористичной осталась в памяти последняя фраза этого художественного полотна, когда некая старушка на свой вопрос ведёт ли эта дорога к храму, получила отрицательный ответ, на что она, пожав плечами, сказала, а зачем тогда нужна эта дорога, если она не ведёт к храму.

Это действительно, очень глубокий образ и очень яркое свидетельство прожитой жизни человеческой, которая воспринимается именно так: не нужна та дорога, которая не приводит человека конечном счёте к самому главному – к Богу, к храму. Несколько перефразировав эту реплику, мне хотелось бы сегодня сказать примерно то же самое: а зачем нужна такая жизнь человеческая, если в ней нет места Богу? Потому что Бог является средоточием и сердцевиной в жизни каждого существа, созданного по образу и подобию своего Творца. И если в этой жизни не находится места самому главному – Создателю и Творцу, тогда повторяю, напрашивается совершенно резонный вопрос, зачем нужна эта жизнь, если она не несет в себе самого главного своего содержания.

Мы гораздо чаще, чем нам это представляется и, быть может, даже хочется, смотрим себе под ноги, мы смотрим в землю, а не на небо, и глубоко в этом заблуждаемся. Ибо по известному выражению апостола Павла здесь мы лишь странники и пришельцы, а отечество наше на небесах. Об этом мы говорили с вами тысячу раз, и в этом смысле приходится повторяться, но это повторение необходимо каждому из нас, потому что мы постоянно забываем о том, что на этой земле наш удел в лучшем случае два метра земли, куда опустят нас бездыханными и не способными ни к какому проявлению жизни. А наша последующая участь ничего общего с землей иметь не будет, с той лишь одной разницей, что для иных, весьма немногих, уделом жизни будет Царствие Небесное, радость с Господом, а для иных, что тоже приходится с сожалением и глубочайшей скорбью констатировать, уделом будет тоже вечное существование, но не имеющее ничего общего с жизнью, с радостью и утешением, это будет вечная мука и вечное страдание.

И вот всё это мы прекрасно знаем, отдаём себе в этом отчёт, об этом часто говорим, рассуждаем и размышляем, и вместе с тем не перестаём оставаться земными. Как это больно, порой нелепо и смешно, но всё-таки более скорбно, чем смешно, видеть, когда человек цепляется за эту земную жизнь, когда он строит исключительно земные планы, пытается их реализовать и использовать, совершенно забывая о том, что он быть может даже ценою собственной вечной жизни, пытается достичь этих целей. И даже если он их достигнет и осуществит в своей жизни, то это имеет совершенно условный и относительный смысл, и он в лучшем случае для себя сможет сказать вместе с тем безумным богачом, которого мы совсем недавно воспоминали: душа, ешь, пей, веселись.

Мы видим с вами, что очень часто в погоне за какими-то земными идеалами и смыслами, человек теряет самое главное, он разочаровывается и не получает ничего, но ужас заключается в том, что время потрачено, на это отданы все силы, все таланты человека, которые Богом ему были прещедро дарованы. Жизнь прошла напрасно и совершенно бездарно, потому что все эти цели, которые мы очень часто перед собою ставим, они обессмысливаются и приводят лишь к разочарованию.

Как-то я увидел такую передачу, совершенно случайную, как какой-то клоун, шут гороховый, говорит о себе, о своём таланте, он выступает в цирке, смешит людей, и он говорит, что для того, чтобы рассмешить публику, ему приходится заниматься по восемь часов в день. Понимаете, человек, который занимается совершенно нелепым времяпрепровождением, тратит такое колоссальное время в день для того, чтобы кого-нибудь рассмешить и повеселить. Какой-то музыкант говорит, что он терзает свой инструмент по пятнадцать часов в день, для того, чтобы научиться тому искусству, которое его более всего пленяет: это смысл моей жизни, - говорит он, - я хочу быть виртуозом, хочу быть профессионалом.

Вот люди для достижения земных, ничтожных целей в день тратят по десять, двенадцать часов, чтобы научиться ну совершенно никому не нужным вещам. Нам Богом обещана вечная жизнь, Царство Небесное. Сколько в день мы с вами затрачиваем на молитву? По восемь часов, как тот клоун тратит на достижение своих клоунских приёмов? Абсолютно нет, у нас с вами не хватает времени даже вечернее правило, как полагается совершить, у нас не хватает в день десяти, пятнадцати минут, чтобы осмысленно, осознанно, остановившись и придя в себя, посвятить их Богу, потому что мы чем угодно занимаемся.

Святитель Иоанн Златоуст из своего четвёртого века говорит на эту тему, обращаясь к своей пастве: Наверное, всё же, хоть я и порицаю, что многие из вас ходят на ристалища (то есть на зрелища, ипподромы, на места, где совершаются всякие представления), но я иногда вам всё-таки пожелал бы сходить туда, где борцы достигают победы в единоборстве. Они жилы свои рвут, кости сокрушают для того, чтобы одержать победу в этом единоборстве. Нам же Бог, - продолжает святитель Златоуст, - даровал Царство Небесное, с которым ничто не способно сравниться, а мы даже малого не делаем для того, чтобы угодить Богу. Мы даже не молимся Ему, а если молимся, - говорит тот же самый вития Златоустый, - то давайте обратим внимание, как мы на молитве стоим – мы крутимся, мы чешемся, мы бесконечно куда-то смотрим, отвлекаемся. И это мы стоим пред лицом Всемогущего Бога, и при этом нам хочется достичь вечной жизни и Царствия Небесного. Да какие же мы борцы, - продолжает свою мысль святитель Иоанн Златоуст, - если мы так бездарно и бессовестно употребляем все таланты, которые Господь нам даровал.

Вот всё это, мне думается, может нас усовестить и способно каждого из нас привести в состояние безответности, потому что люди, которые живут исключительно мирскими и земными ценностями, они всю свою жизнь отдают для достижения земных целей, целей скоропреходящих и по большому счёту никому не нужных, а мы же, имея от Бога величайшее обетование вечной радости и нескончаемого блаженства, порой палец о палец не хотим ударить для того, чтобы в чём-то преуспеть и чего-то достигнуть.

Очень часто, мы с вами ассоциируем пожилой возраст с мудростью, иногда нам кажется, что человек, достигший седин, он непременно способен показать подлинный, настоящий путь, ведущий человека к мудрости. Но если человек живёт не Вечностью, если он живёт не идеалами Евангельскими, а достигнув преклонных лет готовится не к тому, как ему встретиться с Богом и что ему сказать в ответ вопрошающему его Господу, а ностальгически озирается вспять на свою уже прошедшую молодость. На те самоуверенные и зрелые годы жизни, которые уже пролетели и никогда не вернутся, но человек не перестает жить воспоминаниями о том, каким он был раньше, конечно же, этот человек не может называться мудрым, потому что мудрость даётся человеку тогда, когда он живёт прежде всего ожиданием самой главной встречи – встречи с Богом, которая непременно его достигнет тогда, когда он закончит свой земной путь и предстанет к Вечности.

И вот поэтому далеко не всегда, к сожалению, преклонные годы и почтенный возраст являются в этом смысле синонимом мудрости. Мы знаем с вами примеры, когда человек, не достигший в земном своём поприще преклонных лет, уже был исполнен глубочайшей мудрости, потому что жил, прежде всего, самой главной и никогда не преходящей ценностью – жил Христом и Господом.

Сегодня мы видим с вами, дорогие братья и сестры, на аналое церковном рядом с Воскресшим Спасителем икону святой великомученицы Варвары, святой угодницы Божией, которая прославила Господа мученической смертью. Сколько ей было лет? Наверняка она едва достигла совершеннолетия, она была ещё девушкой, но вместе с тем она обрела такую мудрость, с которой вряд ли сравнится мудрость людей, достигших даже преклонного возраста, потому что она обрела сокровище не оскудевающее, она обрела Христа, будучи совершенно юной девушкой.

Она воспитывалась в языческой среде и была единственной дочерью человека по имени Диоскор, который рано овдовел, а от супружества своего имел единственную дочь, которая с самого малого возраста, с младенчества отличалась необыкновенной внешней красотой, необыкновенными талантами и блистательным умом. Отец, который её безумно любил, желал всячески оградить её от тлетворного влияния того мира, в котором сам воспитывался и приверженцем которого сам был. Парадокс, он был язычником, причём убеждённым язычником, идолопоклонником, однако же хотел оградить свою дочь от того непременного влияния безнравственности, которое свойственно было и до сегодняшнего дня язычеству.

Он запер ее в башню, и эта девушка, близ которой были только служанки, была предоставлена самой себе. Она размышляла о том удивительном и непостижимом окружавшем её мире, поскольку она была чистой сердцем, а Господь Своим неложным глаголом в Евангелии говорит: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. То есть Господь не мог не открыть Себя этой чистой сердцем целомудренной девице, которая взирала на окружающий мир и, восхищаясь им, вопрошала саму себя, кто является Творцом этого необыкновенного, прекрасного окружающего меня мира? Не те боги, о которых говорил мне отец и о которых мне вещали мои учители, рассказывавшие о языческих божествах, потому что они сами произведение рук человеческих. Кто же как не Единый Всемогущий, Премудрый Создатель мог призвать из небытия к бытию окружающую меня действительность. Примерно так размышляла эта мудрая девица, взирая на красоту мира и пришедшая к той дивной мысли, что у этого прекрасного, целесообразного, гармоничного мира должен быть, непременно, Создатель, всё это премудро сотворивший. И мало-помалу так рассуждая, она пришла именно к этой мысли. А когда в её ближайшем окружении оказалась служанка, которая была втайне христианкой и была просвещена светом Евангельским, она и рассказала о том Едином Премудром, исполненном любви Боге, Творце святой Варваре и та с радостью отрясла прах языческого идолобесия и признала Христа истинным Богом, и за Него она приняла мученическую кончину.

Это трогательное повествование наверняка всем здесь присутствующим, конечно же, известно, я не буду углубляться в подробности дальнейшего жизнеописания этой святой угодницы Божией, скажу лишь о том, что ее отец Диоскор, для которого как гром среди ясного неба пришла весть о том, что его единственная дочь уверовала во Христа и стала христианкой, пришёл в бешенство. Этот безумный человек стал терзать и мучить свою дочь с тем, чтобы она отреклась от Христа, он влачил её за волосы по всему городу, выставив ее на позорище такое для того, чтобы она, убоявшись и устрашившись его отцовской власти, отреклась от Господа, но Варвара была непреклонна эта юная девица, премудрая девица, которая избрала для себя единое на потребу. Уверовав во Христа, всё остальное по слову апостола Павла она вменила в уметы, то есть не во что. И вот тогда она была приведена к правителю, который потребовал от неё отречения от Христа, на что получил отрицательный ответ, и тогда правитель этого города, Илиополя Финикийского, отдал Варвару на совершенно невообразимые, бесчеловечные страдания. Нет слов, которые могли бы выразить те муки, которые претерпела эта святая угодница Божия. Её терзали железными крючьями, её мучили, били воловьими бичами, но она при всей своей юности, при хрупкости и нежности была тверда и неколеблема в своём исповедании веры Христовой. И тогда уже, как мы об этом очень часто вспоминаем, и как это пишется в житийной литературе по поводу самих палачей, что сами палачи, сами мучители устали мучить мученицу. Представляете, они выбились из сил, то есть те, которые пытали и мучили, а что говорить о тех, которые претерпевали эти страдания и скорби. Так вот, сами палачи выбились из сил, и тогда правитель отдал приказ о том, чтобы обезглавить святую Варвару. И он даже предложил тех, кто выступит в качестве палача, но даже палачи потупили свой взор и не хотели выступить убийцами этой ни в чём не повинной девушки. И вот тогда безумствующий отец Диоскор выступил с желанием самому казнить собственную дочь. И он это сделал, он обезглавил Варвару, которую любил больше всего на свете, но это безумие, эта слепота духовная, она соделала отца, из самого родного существа на земле, палачом собственной дочери. Он казнил её, но святая великомученица, идя на эту казнь (это тоже удивительное, совершенно удивительное свойство любви ко Господу, если человек проникается любовью ко Христу, то он не может не любить всех окружающих его), когда она шла на смерть, ведомая собственным отцом к плахе, к эшафоту, где была обезглавлена, она молилась Господу и не о себе просила, а говорила: Господи, Спасителю мой Иисусе Христе, соделай, чтобы всякий, кто будет вспоминать меня в своей молитве и всякий, кто будет поминать мои страдания и мучения, пусть не лишится утешения и радости от Тебя предстать пред Тобою, причастившись святых Христовых Тайн и исповедовав свою совесть пред Тобою, чтобы не лишиться вечной жизни и Царствия Небесного.

Вчера перед вечерним Богослужением мы с вами читали акафист святой великомученице Варваре, и в молитве, обращённой к ней, мы с вами произнесли такие замечательные слова, прося, чтобы она дерзновенным своим ходатайством испросила у Бога всем нам христианския, непостыдныя, безболезненныя, мирныя, Святых Христовых Тайн причастныя кончины. Чтобы мы с вами, представ пред Богом, сподобились и удостоились этого неизреченного дара от Господа, исповедовав свои многочисленнные грехи, причастившись Святых Христовых Таин в залог нашего вечного спасения и удостоились этой радости от Господа в Царствии Небесном. Именно поэтому святой великомученице Варваре молятся о том, чтобы человек не лишился перед смертью своего покаянного примирения с Богом.

Мне известен пример, быть может я кому-то его рассказывал в частном разговоре, но не помню, говорил ли я об этом во всеуслышание. Я сам лично столкнулся с этой жизненной ситуацией.

В мусульманской среде, которая как известно очень категорична, очень бескомпромиссна в смысле веры, случилось следующее: в одной семье были дети, они уехали из той мусульманской страны, где они жили, в Москву, закончили какие-то высшие учебные заведения. Сначала одна сестра зашла в храм ради любопытства и интереса, как-то потом ещё раз зашла, так вот мало-помалу воцерковившись, она приняла веру Христову, потом другая сестра стала христианкой, потом и брата они смогли убедить, и он тоже покрестился, и вот их мать, которая была очень убеждённой мусульманкой, она прокляла своих детей за то, что они изменили вере своих отцов и за то, что они стали христианами. Дети всячески пытались с ней вести какие-то разговоры, обыкновенные, человеческие, но мать была непреклонна и даже не их пускала на порог своего собственного дома. И вот спустя какое-то время мать заболела онкологическим заболеванием, что ещё более отяготило ее детей, которые даже не могли прийти в дом своей матери, чтобы её, уже умирающую, навестить, потому что та еще более и более проникалась злобой и ненавистью к своим детям. Тогда они взяли на себя такое молитвенное правило. Вот поверьте, я рассказываю то, что знаю доподлинно, потому что с этими людьми имел непосредственное общение, они все, две сестры и брат, ставшие христианами, взяли на себя подвиг читать акафист святой великомученице Варваре, они молились ей каждый день, читая акафист. Я не буду сейчас говорить о каких-то подробностях, утомляя ваше без того уже утомлённое внимание, а просто скажу, что их мать умерла христианкой, ее крестили на смертном одре, она соборовалась, она исповедовалась и причастилась Христовых Таин и умерла. Уже не помню, какое у неё было мусульманское имя, но умерла она рабой Божией Лидией.

Так дети вымолили посредством дерзновенного молитвенного обращения к святой великомученице Варваре свою собственную мать. Она примирилась со своими детьми, она уверовала во Христа и приняла жизнь вечную взамен вечной погибели. Вот такой замечательный пример, который мы видим с вами.

Обыкновенный современный жизненный пример, который показывает нам, сколь дерзновенно молитвенное предстательство святой великомученицы Варвары о людях даже неверующих, некрещёных и даже чуждых вере Христовой.

Поэтому мы никогда не должны отчаиваться в спасении, ни в своём собственном спасении, ни в спасении наших ближних, даже если они выказывают себя богопротивниками. Мы должны всегда знать, что Господь всех нас бесконечно любит, что Господь дарует нам все средства для того, чтобы мы были с вами наследниками вечной жизни и Царствия Небесного. А потому Господь и дарует нам таких дивных ходатаев, дивных заступников, молитвенников, подобных святой великомученице Варваре, память которой мы сегодня празднуем и прославляем, чтобы и нам не лишиться этой вечной радости, которую Господь Своим Крестом даровал всему миру. Аминь.