Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

22 сентября 2018 года

Столица торжественно встретила мощи святителя Спиридона Тримифунтского

21 сентября 2018 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил...

читать далее
21 сентября 2018 года

Престольный праздник в храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине

21 сентября 2018 года, в Неделю 17-ую по Пятидесятнице, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, архиепископ Егорьевский Матфей,...

читать далее
19 сентября 2018 года

Архиепископ Матфей совершил Божественную литургию в храме Архангела Михаила в Тропареве

В среду, 19 сентября 2018, в день праздника Воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех, архиепископ Егорьевский Матфей, Управляющий Западным...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_oGKl.jpgВсех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с воскресным днем, первой Неделей Рождественского поста.

Сегодня мы с вами слышали притчу нашего Спасителя из Евангелия от Луки, которая традиционно именуется притчей о безумном богаче (см.: Лк. 12, 16-21). Она очень коротка, буквально несколько предложений, но переоценить ее значение, смысл, который она открывает верующему человеку, очень сложно. Вообще, когда мы в Евангелии находим краткие изречения, это всегда нас должно предельно настораживать. Краткость, как говорят, сестра таланта: в определенном смысле за краткостью всегда скрывается некоторая сложность, за простотой трудно бывает увидеть глубиннейший смысл, который открывает нам Спаситель.

Господь рассказывает притчу в ответ на просьбу человека, который хотел, чтобы Он помог ему разделить имение с братом. И Христос сказал: Кто поставил Меня, чтобы судить или делить вас? (Лк. 12, 14). А после этого Господь говорит: Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк. 12, 15), – и рассказывает притчу.

Все мы знаем эту притчу: у одного человека удался или по-славянски «угобзися» урожай на ниве, то есть вырос очень большой урожай хлеба. И этот человек, увидев, что его ждет, стал сразу решать, что сделать со своим великим урожаем. И решил: сломаю старые житницы, маленькие, построю новые, засыплю в них хлеб и скажу своей душе: «Ешь, пей, отдыхай, веселись, душа, потому что у тебя много добра на многое время лежит». Но в эту ночь ему явился Господь и сказал: «Безумный, в эту ночь душу твою истяжут (то есть ты умрешь). Кому вся сия будет?». И Христос заканчивает притчу словами: Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 21).

Какой важный смысл эта притча открывает каждому из нас? Славянское слово «богатство» является однокоренным со словом «Бог». И это неспроста: русский народ назвал маммону богатством, потому что знал, что сердце человека постоянно требует удовлетворения глубиннейшего, и в этом мире ничто не может его удовлетворить, кроме любви к Богу. Но в силу того, что человек любовь к Богу обращает на себя, он в состоянии заменить эту любовь на любовь к тому, что обещает человеку, как ему кажется, здоровье, возможность вкусно есть и пить, веселиться – все то, что сформулировал богач как счастье. Но Господь называет его безумным. В чем же его безумие? Ответить на этот вопрос однозначно нелегко.

Внимательно посмотрим на себя: конечно, мы не богачи. Но если мы честно откроем свои потаенные чаяния и желания, то мы увидим, что пусть в нашей жизни не угобзилась еще нива, однако мы постоянно ждем, что когда-то это случится. И мы засыплем в свои закрома богатство, счастье. И наконец-то мы скажем своей душе: «Ешь, пей и веселись, душа, потому что у тебя много добра на многое время». Разве не так?

Посмотрим, как мы ведем себя в жизни: мы постоянно ждем этого счастья. Иногда даже человек верующий открыто себе признается: вот наконец-то тогда наемся, напьюсь и высплюсь. А почему это безумие? Прежде всего потому, что если мы, верующие люди, имеем душу бессмертную, то как ее можно материальной едой напоить и накормить, сказать душе: «Почивай, отдыхай, ложись спать»? Это же душа. А веселье, которое мы в душе постоянно подменяем на ложное, скверное веселье, зиждущееся на пошлости, разврате? Ведь душа предназначена для другого веселья, вечного.

Однажды на браке в Кане Галилейской Матерь Божия, обратившись к Иисусу, сказала: «Вина не имеют» (см.: Ин. 2, 3), то есть нет у них веселья. И на это Христос ответил достаточно жестко: Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4). Почему так ответил на просьбу Пресвятой Богородицы Ее Сын? Да потому что Бог хочет, чтобы человек веселился другим веселием, чтобы оно срастворялось с радостью о Господе – именно для этого предназначено сердце человеческое.

Есть еще и другой важный смысл в притче о безумном богаче. Может быть, богач где-то в перспективе заложил в своем мироощущении то, что он сейчас наестся, напьется, навеселится, а потом начнет работать Господу, и в этом его безумие. Ведь покорив душу плотским страстям, потом ее уже из этой страсти не вывести, очень трудно это сделать. И об этом знает практически каждый из нас, тот, кто попадал под действие таких страстей, как винопитие, табакокурение и еще что-то другое, связанное с материальным, плотским услаждением себя.

Безумие заключается еще и в том, что богач назвал эту ниву своею, она ему угобзилась. А на самом деле Бог благословил человеку этот урожай. И вместо того чтобы возрадоваться истинной радостью о том, что он сможет поделиться этим богатством с ближними, напитать их и накормить, он замкнул все это изобилие на себя.

Пожалуй, самый главный вопрос: как нам не подпасть под эти очень суровые изречения сегодняшней притчи, чтобы и нам Господь не сказал на пороге между жизнью и смертью: «Безумный, что же ты наделал, твою душу сейчас истяжут. А кому будет все то, что ты оставишь?». Какая разница – кому все это останется? Ведь самое главное – то, где будет находится сердце человека. Неслучайно Христос серьезным образом настраивает человека в дни своего земного бытия искать Небесное Царство: Ищите же прежде Царствие Божие и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).

Но надо сказать, что эти слова Христос предваряет другими очень важными словами. Он говорит: «Не можете работать Богу и маммоне одновременно: либо одного будете любить, а другого ненавидеть, либо одному станете работать, а о другом нерадеть». А после этого Христос добавил: «Итак, не пекитесь о том и не говорите, что нам есть и что пить, и во что одеться, потому что всего этого язычники ищут. А вы ищите прежде всего Царствие Божие и правды Его, все остальное приложится вам» (см.: Мф. 6, 24-33).

Именно поиск развлечений в жизни, который выражается у нас очень часто в вопросах, что бы нам поесть и что бы нам попить, во что бы нам одеться, впутывает нас в эту страшную паутину греха и плотских страстей, которые порабощают душу, замыкают нас на самих себя. Иными словами, делают нас безумными.

Выход из таких ситуаций очень простой, и его открывает нам сегодняшнее Евангелие, но опосредовано, через притчу о безумии богача. Святое Писание призывает нас заботиться и печься о наших ближних, тех, кто нуждается и требует от нас помощи. Разве у нас нет тех, кто находится у нас под боком непосредственно, наших ближних родственников? Тех, которые любят нас, которые благоволят к нам, которые ждут от нас взаимной любви. Разве мы не можем с ними поделиться тем, что иногда в жизни нам дает Господь, благословляет нам?

В Послании апостола Иакова учение о промысле Божием выражено очень четко. Он называет безумными тех, которые говорят: «Поедем завтра в такой-то город, будем там жить и торговать, получать прибыль» (см.: Иак. 4, 13). Апостол говорит: «Безумный, разве ты не знаешь, что все в руке Господней? Если ты уже собираешься что-то сделать, то по крайней мере помолись Господу и возьми у Него благословение на то, что, если будет угодно воле Божественной, в твоей жизни это случится» (см.: Иак. 4, 14-16). И вот эта, казалось бы, мелочь, которая действительно очень невзрачна, незначительна на вид, должна быть введена в нашу жизнь, стать буквально основополагающей.

Все, что мы ни делаем в нашей жизни, все, что ни получаем или хотим получить, должно делаться с благословения Божия. Ведь несложно, встав где-то наедине перед иконой, перед Господом своим, сказать: «Господи, будет воля Твоя, благослови. Постараюсь употребить это во благо и во спасение мне и ближним моим». Ведь это же несложно сказать, но почему-то очень редко встречается человек, который эти слова произносит в сердце своем.

Сегодняшнее Евангельское зачало настраивает нас на определенное отношение к жизни, на определенное отношение к Богу. Ведь даже когда ближний нам говорит, что мы безумные, нам бывает обидно, досадно. Но как страшно, если сам Бог вдруг скажет нам, да еще в тот момент, когда придет душу с телом разлучать: «Безумный человек, что же ты наделал?». Постараемся избежать этого страшного духовного безумия, о котором предупреждает нас Господь. Будем стараться помнить, что все в нашей жизни послано нам от Бога, будем почаще испрашивать у Него на все благословения, ведь Он наш и Творец, и Промыслитель, и Спаситель, и поэтому все зависит от Него.

Аминь!

Теги: