Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

18 ноября 2017 года

Божественная литургия в храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах

18 ноября, в субботу 24-ой седмицы по Пятидесятницы, в день 100-летия избрания святителя Тихона, патриарха Московского и всея России на Патриарший...

читать далее
15 ноября 2017 года

Прошел пастырский семинар, посвященный вопросам предбрачной катехизации

15 ноября, по благословению Управляющего Северо-Восточным Московским викариатством епископа Подольского Тихона, в доме причта храма иконы...

читать далее
13 ноября 2017 года

Cостоялась встреча директоров и педагогов воскресных школ

13 ноября по благословению епископа Подольского Тихона, Управляющего Северо-Восточным Московским викариатством, в приходском доме храма...


ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_Gutorov1.JPGВо имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, имеет своё особое наименование, называясь Неделей о расслабленном. Прежде всего потому что, сегодня за Божественной Литургией читалось удивительное Евангельское повествование, начальные строки которого многим здесь присутствующим ведомы наизусть, поскольку начало этого Евангельского чтения всегда произносится во время совершения водосвятного молебна. В нём повествуется о том, что Ангел Господень исходил в купель единожды в год, и вода возмущалась в этой купели, она вскипала, и первый, кто успевал войти в освящённые Ангелом Божиим священные воды Силоамской купели, тот получал исцеление от любого недуга, каким бы не был одержим.

Это привычное нам Евангельское чтение сегодня имеет продолжение, повествующее о том, как некий человек, находившийся у этой купели в течение 38 лет, был прикован к одру болезнью, поскольку был расслабленным, парализованным человеком, и рядом с ним не было никого, кто мог бы его опустить в эти освящённые Ангелом воды купели. Сегодняшнее Евангельское повествование говорит нам о том, как Господь, подойдя к этой купели, увидел этого несчастного человека, который, наверное, большую часть своей жизни пребыл в этом очень удручающем, очень плачевном, болезненном состоянии. Человек, брошенный всеми и вместе с тем, не оставляющий надежды и упования на милосердие Божие - это то, что заслуживает особого внимания, более того, особого подражания, поскольку он является примером удивительного терпения в тех скорбях, которые были попущены ему для несения своего жизненного креста.

Спаситель мира, Господь наш, увидев этого человека, вопрошает его, о том, желает ли он быть здоровым, желает ли он исцелиться, на что получает, конечно же, естественный ответ. Кто из больных людей, лишившихся здравия, не желал бы его восстановить. Человек порой все свои силы, все свои средства, всё своё существо отдаёт на то, чтобы исцелиться и избавиться от той или иной гнетущей его болезни. И этот человек говорит замечательные слова: конечно же, я желаю этого, но не имею человека, который мог бы мне в этом помочь, в этом содействовать, потому что, пока я доползу до этой купели, иной успевает первым войти в священные воды, поэтому я не могу получить того, чего чаю и чего более всего желаю.

И Господь исцеляет этого человека, даруя ему здравие, но прежде чем об этом говорить, мне хотелось бы обратить ваше внимание на слова расслабленного, которые он произносит: человека не имею. С одной стороны, это так больно, так трогательно и вместе с тем, как это печально, что нет никого, кто бы мог ему помочь войти в эти священные воды, хотя для каждого из нас это вполне узнаваемо. Если бы мы себя поставили, не говорю на место расслабленного, но на место рядом находящегося с ним, уступили бы мы свою очередь этому несчастному калеке, – о чём вы говорите, нет, я первый должен успеть! Это настолько всем нам понятно, потому что в храме Божием мы именно так к святыне прикасаемся, мы всех расталкиваем, мы всех распихиваем, нам дела нет ни до кого, лишь бы мне самому побольше вперёд всех ухватить, и это не преувеличение. Поэтому когда мы говорим о каких-то отвлечённых, в данном случае, к сожалению, даже евангельских словах, которые для многих из нас являются именно такими, отвлечёнными, абстрактными, повествующими о чём-то, но не о нас самих. Мы можем даже рассуждать на эту тему, но если мы себя в центр ставим этого повествования, то эти страшные слова, которые произносит расслабленный: «человека не имею», они являются обличением каждого из нас.

Одна женщина рассказывала, что она видела, как один молодой человек с прободённой язвой валялся на заплёванной площади Ярославского вокзала, когда тысячи людей сновали мимо него туда и обратно, и он просил вызвать скорую помощь, но никто этого не сделал. Потому что «человека не имел», а там ведь толпа народа, кто из нас не представляет это картинно, воочию? Другая женщина рассказывала, как в подъезде её дома несколько дней лежал покойник. Умер человек, и все, кто мимо проходили, нос затыкали, глаза воротили прочь, быстро пробегали, но никто не вызвал соответствующую службу. Тоже «человека не было», хотя в этом доме живут человеческие существа, семьи, постоянно какие-то люди проходят туда и обратно, но они не замечали умершего.

Однажды одного нациста (прошу прощения, что в этот синомический ряд ставлю этот пример, но это очень узнаваемо) на Нюрнбергском процессе спросили: как же вы могли тысячами людей сжигать в камерах, как вы могли в душегубках людей уничтожать? А он ответил очень просто, даже как-то недоумевающе: вы знаете, я даже не думал, что это люди.

Он даже не думал об этом! Как это всё понятно и созвучно сегодняшнему евангельскому повествованию. Мы равнодушны, мы безразличны. Если это меня касается, конечно же, я стенаю и вопию, и вся моя жизнь может превратиться в вопль о помощи, чтобы мне помогли, но если это не меня касается, то мне и дела нет до чужой боли.

Я не хочу обобщать, но, к сожалению, это равнодушие и безразличие очень свойственно нам, и поэтому ничего удивительного в том, что сказал сегодняшний евангельский расслабленный вовсе нет - о том, что не имеет человека. А там ведь толпы людей были у этой Овчей купели, которая так и называлась по-еврейски Вифезда, что в переводе означает «Дом милосердия», какой же здесь дом милосердия, когда человек лежал без малого полвека, тридцать восемь лет, в надежде, что хоть кто-нибудь подтащит его, беспомощного, парализованного калеку, и спихнёт в эти возмутившиеся воды купели Овчей. Никого не было рядом, все спешили сами в эти воды погрузиться.

Сегодня мы видим в этом евангельском повествовании правду, правду о том, что поистине Христос говорит, что всякий, кто стремится и желает быть первым – будет последним, а тот, кто поставил себя на последнее место, вынужденно ли или осознанно, он окажется первым. Вот этот человек был последним среди всех, его все опережали, все оббегали его и успевали погрузиться в эти воды и получить то, в чём они нуждались. Но если там Ангел Господень сходил, то здесь Владыка Ангелов, Творец Неба и Земли, здесь Создатель Мира приходит для того, чтобы исцелить этого человека, который терпением явил полноту своего упования на Бога. Господь его исцеляет, Он дарствует ему исцеление и, предупреждая его, говорит ему: Иди и больше не греши, чтобы с тобой ничего худшего не было. Этим Господь показывает нам причину всех наших болезней. Грех – это есть, прежде всего, первая и главная причина всех болезней, всех скорбей. Поэтому ни кто-то нам виноват, что мы те или иные болезни и скорби несём, ни эпидемия, ни зараза какая-то, а мы сами, наши грехи, они являются тою причиною тех скорбей и невзгод, которые претерпевает каждый человек. Иди и больше не греши, – говорит Господь.

Вкратце я уже пересказал сегодняшнее Евангельское повествование, но мне хотелось бы кроме сказанного, ещё сказать о том удивительном качестве, которое являет собою этот расслабленный. О нём уже было упомянуто – это терпение, это терпеливое перенесение своего жизненного креста. Этот человек поистине заслуживает того, чтобы ему подражать в том, как должно переносить жизненные скорби, невзгоды и страдания. Мы можем с вами множество примеров тому приводить из Священного Писания, когда человек был прославлен не за какие-то прочие свои добродетели, каковые имели место в его жизни, а прежде всего за терпеливое перенесение скорбей и невзгод, которые попускал ему Господь.

Конечно же, вершиной всего этого Библейского воспоминания является многострадальный Иов, который претерпел совершенно невообразимые страдания и скорби. Если о нём мы с вами слышим, что он был человеком добродетельным, который никогда не отпускал приходящего к нему просящего нищего без подаяния, который был благословением и утешением для многих и многих людей, а кроме всего прочего, был человеком добродетельнейшим, был человеком верующим, благочестивым, целомудренным, богобоязненным и так далее, но не этим прославился, а тем, что претерпел совершенно невообразимые для нашего сознания муки и страдания и оказался в этих скорбях и испытаниях верным Господу.

Мы с вами воспоминаем тоже Библейский удивительный пример, связанный с праведным Иосифом Прекрасным, с тем, которого родные братья продали в рабство, который находился в изгнании, который за сохранение целомудрия и чистоты был брошен в темницу. Потом уже Господь его прославил, и он стал вторым после фараона и стал обладать практически царской властью, и тем самым спас своего отца патриарха Иакова и братьев своих, тех самых, которые его продали в рабство. Вместе с тем не за это, не за добродетели, которыми он потом просиял, мы его чтим и прославляем, а прежде за то терпеливое, благодушное, на Бога возложенное упование и терпение, которое он явил во время тяжких годин, выпавших на его долю. И множество других примеров мы с вами, дорогие братья и сестры, можем привести того, как каждому из нас должно претерпевать невзгоды и испытания, которые Господь попускает каждому из нас.

Мы с вами многократно воспоминали слова святителя Иоанна Златоустого, который говорил, что христианин, который благодушно и терпеливо, мало того, с благодарностью, претерпевает скорби и болезни, которые попускает ему Господь, уподобляется мученику. Подвиг такого христианина уподобляется подвигу мучеников Христовых, потому что они ради Христа претерпевали страдания и муки. Все они, кто страдает от тех или иных жизненных невзгод и испытаний, болезней и всё это воспринимают с благодарностью, подобны уже сегодня упоминавшемуся Иову многострадальному, который в ответ на безбожные советы своей жены Бога похулить, а через эту хулу умереть, говорил ей: ты говоришь как одна из безумных, неужели доброе мы будем от Бога принимать, а злое принимать не будем. Бог дал, Бог и взял, пусть имя Господне будет благословенно отныне и до века!

Вот такое понимание жизненных испытаний и невзгод должно быть в сердце каждого из нас. Именно это, дорогие братья и сестры, мы должны в себе воспитывать, не роптать, не духом падать, не отчаиваться в тех или иных попущениях, в тех или иных скорбях, которые выпадают на нашу человеческую долю, а всё воспринимать с благодарностью к Богу, ибо мы с вами веруем во всеблагий Промысл Божий, твёрдо и несомненно зная, что по слову апостола Павла: всякому любящему Бога всё содействует во благо.

Посему, дорогие мои, будем благодушно, терпеливо и благодарно за всё, чем бы нас Господь не посещал, воспринимать жизненные треволнения, обрушившиеся на нашу человеческую долю, взирая сегодня на этот удивительный, поистине Христоподражательный пример евангельского расслабленного, о котором сегодня шла речь за Божественной Литургией, терпеливо сносившего, казалось, бы крайние скорби и крайние болезни, которые только можно себе представить, безропотно, без отчаяния терпеливо ожидая, что рано или поздно, когда Бог Сам сочтёт это для нас полезным и необходимым, Он вмешается в нашу жизнь с тем, чтобы избавить нас от тех маловременных скорбей и напастей, кои в свою очередь для каждого из нас необходимы как очищение нашей бессмертной души, опутанной страстями и грехами и для исцеления нашего сердца, с тем, чтобы через эту чистоту и эту освобождённость от пороков и грехов сподобиться Вечной радости и Царствия Небесного, которое Господь уготовил всем нам прежде сложения мира. Аминь. Христос воскресе! Воистину воскресе!

Теги: