Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

18 ноября 2017 года

Божественная литургия в храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах

18 ноября, в субботу 24-ой седмицы по Пятидесятницы, в день 100-летия избрания святителя Тихона, патриарха Московского и всея России на Патриарший...

читать далее
15 ноября 2017 года

Прошел пастырский семинар, посвященный вопросам предбрачной катехизации

15 ноября, по благословению Управляющего Северо-Восточным Московским викариатством епископа Подольского Тихона, в доме причта храма иконы...

читать далее
13 ноября 2017 года

Cостоялась встреча директоров и педагогов воскресных школ

13 ноября по благословению епископа Подольского Тихона, Управляющего Северо-Восточным Московским викариатством, в приходском доме храма...


ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_Gutorov1.JPGВо имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Сегодняшний воскресный день, дорогие братья и сестры, побуждает нас особенным образом чествовать, праздновать и поздравлять православную женщину. Потому что именно сегодняшний день, если так можно выразиться, является в подлинном смысле этого слова международным женским днём, а не то жалкое подобие и ничтожное подражание, которое совершается восьмого марта, когда люди как будто с ума сходят, город стоит в диких пробках, потому что все стремятся в этот день приобрести цветы и поздравить своих жён, матерей, дочерей и кого-либо угодно, представляющих собою женский пол. Конечно же, это естественная потребность выразить свою благодарность женщине в самом высоком смысле этого слова, но утрата здравого смысла побуждает нас это делать тогда, когда делать этого вовсе не следует.

Почему? Потому что корни этого так называемого женского дня, празднуемого только лишь в нашей стране, уходят глубоко в Ветхий Завет, а само событие, положившее начало празднованию этого странного дня имеет библейское происхождение. О нём подробно говорится в Ветхозаветной книге Есфирь, когда был истреблен персидский народ по некоему сложившемуся обстоятельству, связанному с упомянутой царицею Есфирью и её дядей Мордохеем. Но сегодня я не буду говорить о подробностях этого ветхозаветного события, очень странно, что в нашей стране отмечается именно этот день, в качестве женского дня, берущий свое начало из глубины Ветхого Завета.

Но вот сегодняшний день действительно является по праву таковым, и мы сегодня не только размышляем, но и говорим о великом предназначении женщины, к которому она призвана. Сегодня мы с вами говорим о женщине-христианке, о том, кем она является для мира, не только для окружающих её людей, потому что сегодняшний день, празднует и чествует святых жен-мироносиц, тех женщин, которые оказались выше любого человеческого страха, любой человеческой боязливости, трусости. То, что было свойственно, казалось бы, сильным, мужественным, по крайней мере, внешне, мужчинам, это оказалось свойственно хрупким и немощным женщинам. Мужчины разбежались, они бежали прочь от того, что происходило на Голгофе, только лишь один самый юный, ещё не успевший, так сказать, возмужать, апостол Иоанн Богослов остался рядом со Христом, а все прочие разбежались. Мы не судим, мы отнюдь не выражаем негодование этому поведению, потому что мы с вами не то, чтобы подобны им, а ещё более трусливее, более легкомысленнее бываем в своих поступках и поведении. Но женщины эти оказались мужественными и верными. Почему? Потому что их сердца пламенели любовью, а там, где есть любовь, там нет места страху. Об этом апостол Иоанн Богослов говорит в своем Соборном послании, о том, что истинная любовь прогоняет страх, потому что страх не способен соседствовать рядом с настоящею любовью.

Давайте в качестве яркого примера возьмём любовь матери к своему ребёнку. Какая бы не грозила ему опасность, мать ни перед чем не остановится, она готова себя самую отдать на смерть, даже не задумавшись об этом, чтобы спасти своё чадо. Это есть выражение ярчайшего свидетельства настоящей любви, и вот эту любовь сегодня мы с вами прославляем и чествуем в лице святых жен-мироносиц, тех святых угодниц Божиих, которые остались верными Господу. Они шли за Христом, они стояли у подножия Креста. Злоба людская, ненависть, ярость могли обрушиться, конечно же, и на них, на тех, которые позволили себе иметь мужество быть верными Христу, Христу Страждущему, Христу пригвожденному ко Кресту. Но повторяю, никакие угрозы, ни сама смерть не смогли испугать этих святых жен. И в их лице мы сегодня чествуем и поздравляем всех женщин-христианок, которые следуют своею жизнью за Христом, которые положили свою жизнь в служение Господу, и, несмотря на те обременения, которые сопровождают жизнь каждого человека, каждую женщину, она идет неленостно в святое воскресение в храм Божий для того, чтобы прославить своею молитвою, своим трудом, своим усердием Христа Воскресшего.

В известные времена нас учили о том, что мы с вами не способны обойтись без труда женщины, и поэтому женщина сегодня «вкалывает», наверное, еще больше, чем какой бы то ни был мужчина. Когда он, может быть, спит, не работавши, на диване или глазеет в телевизор, она работает с утра до вечера, а потом после всего этого идёт домой, чтобы ему, этому бездельнику и лентяю, приготовить ужин, накормить его, обстирать его, а потом в святое воскресение, в свой единственный выходной день спешит в храм Божий, и вовсе не ссылается на усталость от целой трудовой недели, но чтобы быть в храме Божием и Христу послужить своим усердием и своею любовью. Не жена ли мироносица эта женщина, современная женщина-христианка? Без всякого сомнения, она та, кого сегодня мы празднуем, чествуем и прославляем. Поистине она своим трудом, своим усердием, своею любовью ко Господу являет это дивное подражание тем, кого сегодня Церковь празднует.

Сегодня размышляя и говоря о великом предназначении женщины-христианки, вспоминается совершенно замечательный текст, который известен из древности. Один христианин пишет своему духовному отцу, вслушайтесь в эти слова, он говорит своему духовнику: Теперь меня стало двое – я вступил в законный брак. Заметьте, не нас, а меня стало двое, а духовник отвечает ему: Вот теперь ты испытал полноту человеческих отношений, того к чему призвал Господь и мужчину и женщину, потому что святое супружество это есть полнота. Преподобный Косьма говорит замечательные слова, объясняя слова, которые Господь в Евангелии произносит относительно супружества, говоря, что двое станут одной плотью. Он говорит: заметьте, Бог создал жену не из головы Адама, чтобы ей не превозноситься над своим мужем, Он не создал жену из пяты, чтобы муж не попирал свою жену, чтобы он не считал её чем-то подчинённым себе, а Он создал ее из ребра Адама, чтобы тот понимал, что для него нет никого ближе, и быть не может, потому что она у самого сердца его находится, его родная жена. Вот что значит плоть едина, говорит преподобный.

И еще заметьте, очень важное обстоятельство библейское, почему Бог сотворил одного мужчину и одну женщину? Для того, чтобы всем было понятно - не множество женщин для одного мужчины, как живут магометане или люди, живущие в современном безнравственном мире, меняя, простите за пошлость, партнёрш на своём жизненном пути, и не множество мужчин для одной женщины, а лишь единый муж для одной жены, и одна жена для одного мужа. Вот таковым образом Господь создал супружество честное, чтобы они, понимая это единство, это восполнение друг друга, сначала бы стали плотью единою для того, чтобы по Апостолу Павлу, восходя от силы в силу, стать едиными духом.

Сегодня, дорогие братья и сестры, чествуя и прославляя женщину- христианку, мы говорим о тех основополагающих качествах, которые должны быть свойственны каждой женщине. Это две фундаментальные, две краеугольные добродетели – целомудрие и милосердие. Кто-то, по-моему, Иван Ильин, известный русский философ, некогда сказал, что когда женщина теряет стыд, то это трагедия всего народа. Это действительно так, потому что целомудрие, это основное качество женщины, утратив которое, существо, именуемое женщиною, превращается в существо бесстыдное, бессовестное, а, следовательно, не способное нести ту высокую миссию, к которой Господь призвал каждую женщину. Это не освобождает от целомудрия и от чистоты помыслов и мужчину, но женщина в превосходной степени должна являть именно эти краеугольные качества, утратив, повторяю, которые, она лишается не только сама, как личность, но и народ, утративший целомудрие женщины, теряет само понятие о святости и чистоте, и уделом этого народа становится гибель и распад, потому что к этому влечет и устремляет отсутствие целомудрия.

Неслучайно преподобные Оптинские старцы учили, и хотя эти слова были сказаны в девятнадцатом веке, казалось бы, больше ста лет тому назад, но как они ещё в превосходной степени относятся к каждому из нас в отдельности и ко всему нашему народу в целом, ко всему человечеству. Они говорили так: сохранивший целомудрие - сохранил всё, утративший целомудрие, этот человек ни в чём не может быть верным, ни в чём он не способен быть честным до конца, если он утратил целомудрие. Поэтому для нас целомудрие – это всё, и если мы не способны охватить своим усердием исполнение всех заповедей, то мы должны, прежде всего, все свои силы направить на то, чтобы сохранить в своём сердце целомудрие, и тогда мы способны будем преуспеть во всём прочем.

Сегодня мы кроме жен-мироносиц празднуем двух праведников святых Иосифа Аримафейского и праведного Никодима. О них упоминается в Священном Писании как о людях, которые принадлежали когорте фарисеев, законоучителей, тех которые, казалось, были всецело против Христа, но и среди них оставались люди, которые были честны перед своею собственною совестью. Никодим, это тот самый, который приходил ко Христу ночью, страха ради иудейского, помните, в третьей главе Евангелия от Иоанна повествуется, о том, как он ночью пришёл, чтобы спросить у Христа Он ли Тот подлинный Мессия и Спаситель, о Котором они, фарисеи и законники учат народ. Евангелие повествует нам об этой трогательной и удивительной беседе, которую Господь проводит с Никодимом. Мы не знаем, с каким настроением и чувством уходит Никодим, отчасти в этой беседе Господь даже обличает Никодима и говорит: Вот ты, учитель народа, и ты не понимаешь земного, о чём я тебе говорю, как ты поймешь, если Я буду говорить о небесном. И многое другое говорится в этой замечательной беседе с Никодимом, но именно он оказывается верным и преданным Христу. Когда ещё прежде страданий Христовых, фарисеи повелевают арестовать Христа, посланные возвращаются ни с чем, причём негодующие князья фарисейские спрашивают, почему не был арестован Христос, почему Его не привели, на что те отвечают: мы не слышали никогда, чтобы кто-нибудь говорил так, как говорит этот Человек, имея в виду Христа. На что те стали злобствовать и неиствовать, но Никодим смело и бесстрашно сказал, разве наш закон запрещает выслушать человека, прежде чем вынести ему приговор и осудить его, и тогда они его прогнали прочь с глаз долой. Но именно этот человек и его собрат, Иосиф из Аримафеи, они оказались верными и преданными тогда, когда все, казалось бы, отреклись и отказались от Христа, испугавшись и разбежавшись в разные стороны. Они пришли к Пилату после распятия Христа, когда с уст Спасителя сорвался последний вздох, и стали просить Его Тело Господа. Пилат подивился этой дерзости, этой, как ему показалось, наглости, которую, по его мнению, выражали два этих человека. Они не устрашились, не побоялись, они не злословили, не злорадствовали, не зубоскалили, они подошли к Пилату и просили, чтобы он позволил им предать погребению их Господа. Пилат, видя это мужество, эту смелость он ничего другого не мог сделать, как позволить им снять Господа с Креста, и именно эти два мужчины, Иосиф и Никодим, снимали с Креста прибитое гвоздями Пречистое Тело Спасителя. Они погребали Его вместе с женами-мироносицами во гробе, который уступил праведный Иосиф Аримафейский для Господа.

Вы помните, есть множество жизнеописаний святых угодников Божьих, особенно монашествующих, которые всегда пытались держать в своей памяти память смертную, и даже в кельях многих из них были соделанные гробы. Что может быть более ужасающего, неприятного, нежели смотреть на гроб, который напоминает тебе о неминуемой собственной смерти. Так вот один из проповедников говорит похвальное слово в адрес праведного Иосифа Аримафейского, говоря: заметьте, какой он был богобоязненный и благочестивый человек, он прежде своей смерти уже озаботился для себя иметь гроб, в который его когда-нибудь положат, чтобы память о смерти всегда находилась в его сознании.

И вот этот благочестивый человек уступает свой гроб Христу Спасителю, в этом новом гробе, где никто еще не был положен, в Гефсиманском саду устроенном, полагают истерзанное, распятое, бездыханное тело Спасителя. Они не боятся никого, и ничто не способно их уже устрашить, потому что та же самая любовь, которая была свойственна сердцам женам-мироносицам, она была свойственна и сердцам этих людей, праведных Иосифа и Никодима. Они бесстрашно, мужественно полагают во гробе Христа и приваливают камень к двери гроба. И их сегодня мы празднуем и прославляем.

Очень легко веровать в Бога тогда, когда тебе хорошо, очень легко и благостно, когда твоя молитва исполняется, и всё, о чём ты попросишь Бога, идёт тебе в руки, и как тяжело, не в пример тяжело, тогда, когда ты гоним за свою веру, когда ты видишь в жизни скорби и испытания. Ты вроде молишься Богу, ты вроде просишь у Бога помощи и поддержки, но не получаешь ее очевидно, вот тут гораздо сложнее, тяжелее оставаться христианином, так гораздо проще впасть в уныние, отчаяние, в ропот. Когда у нас с вами что-то не получается, как это нам свойственно. Так вот эти люди, которые были Христу верными не только тогда, когда Христос был окружен толпами людей, которые восторженно прославляли Господа, но и тогда, когда Господь был всеми предан, когда Христос был пригвождён ко Кресту, и лишь несколько человек, чьи имена можно по пальцам рук посчитать, остались верными, преданными Христу и не отвернулись от Него.

Известен такой яркий пример из нашей с вами не столь давней истории, до революции поголовное количество людей, населявших Российскую империю, позиционировали себя, по крайней мере официально и документально, православными христианами, но пришла революция, этот страшный октябрьский переворот, и больше половины отреклись от Христа, они перестали во мгновение ока быть христианами. Куда же делась их вера? Они же все в Церковь ходили, они все были крещёными, они все называли себя православными, но наступила година лихолетья, и куда делось их христианство, внешнее, надуманное, надутое христианство, а те, которые остались верными, их подавляющее число, или сказать больше, абсолютное большинство стали мучениками Христовыми.

Эта опасность, которая грозит каждому из нас. Мы можем быть очень легкомысленными в своей вере, пока хорошо, пока благостно. Действительно, мы живём в необыкновенное время, не знаю, было ли в истории такое время, чтобы человек так свободно мог ходить в Церковь, исповедовать свои взгляды, причём любые, от крайне правых до крайне левых, никто нам не мешает, свободе нашего слова никто не препятствует. Это время нам дано для того, чтобы мы с вами не легкомысленно к нему относились, а прежде всего понимали, что Бог нам даровал сегодняшний день как величайший дар Свой. Действительно, Господь даёт нам возможность принести сердечное покаяние в своих грехах и жизнь свою управить, и насладиться этой радостью, которую Господь нам прещедро дарует за каждой Божественной Литургией. Но спросим себя, дорогие братья и сестры, способны ли мы с вами понести эту же верность Господу, такое же усердие в храме Божием тогда, когда начнутся какие-то испытания для Церкви или, в частности, для каждого из нас?

Как это нам понятно и как это близко, и очень узнаваемо, когда мы в нашей жизни начинаем испытывать скорби, жизненные невзгоды и лишения, мы готовы даже обидеться на Бога, от Него отвернуться и отказаться, потому что не так происходит, как нам хотелось бы. Поэтому вспомним множество примеров, примеров, прежде всего тех, кого сегодня мы празднуем и прославляем, святых жен-мироносиц и святых праведных Иосифа и Никодима. Они не только во время благоденствия Христа были ему верны и были Его последователями, но в самую горькую минуту для Господа они единственные остались Ему верными и преданными. Это пример для всех нас, это пример и для мужчин, и для женщин, это пример для всех православных людей, потому что во Христе, как говорит апостол Павел, нет ни мужеского пола, ни женского, нет ни иудея, ни эллина, ни скифа, ни раба, ни свободного, потому что все Христовы.

И всё же, позволю себе вернуться к первоначальной мысли своего обращения к вам и все-таки позволю себе в этот день настаивать на том, что женщина-христианка имеет особое отношение и особое место в Церкви Христовой, потому что именно она своим трудом и усердием украшает богослужение церковное. Это священник там, в Алтаре служит, а она, женщина, поёт на клиросе, она убирает, она моет полы, она ухаживает за подсвечниками, она следит за чистотой храма Божьего. Неслучайно, помните, еще Тихон Задонский сказал в ХVIII-м веке, это уже стало афористичным выражением, он говорил так, что Русь Святую спасут белые платочки. Именно белые платочки, т. е. женщины-христианки спасут Русь Святую. Поэтому среди всего, что было сказано в похвалу и величание празднуемых ныне святых, я всё же хочу сказать похвальное слово тем женщинам-христианкам, всем прихожанкам нашего святого храма, которые своим усердием, своей любовью ко Господу, любовью ко храму Божьему свидетельствуют свою верность Ему.

Всех вас, дорогие женщины-христианки, всесердечно поздравляю с вашим праздником! Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Даруй, Господи, чтобы вы до конца своих дней и до последнего своего вздоха пронесли эту любовь ко Господу, верность Ему, верность и любовь к Церкви Христовой, чтобы для всех нас, всех прочих, вы были примером и образцом и целомудрия, и милосердия, и сострадания, и доброго, Христоименитого отношения к храму Божьему, чтобы и мы, вашим примером назидаясь, были бы способны, подражая вам, следовать за Христом для спасения своей бессмертной души. Аминь!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Теги: