Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

19 июля 2018 года

Богослужение в день памяти прп. Сергия Радонежского в храме на Миусском кладбище

18 июля 2018 года, в праздник обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, 100-летие мученической кончины великой княгини Елисаветы...

читать далее
19 июля 2018 года

Анатолий Торкунов: Храм при МГИМО объединяет преподавателей и студентов

Гостем авторской программы председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойды «Парсуна» стал ректор...

читать далее
17 июля 2018 года

В. И. Ресин совершил объезд строительных площадок храмов СВАО

В субботу 14 июля В. И. Ресин, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве, совершил объезд строительных площадок храмов в...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

                                                                                                                                                                                  Диакон Сергий Куранов

b_200__16777215_00_images_chtenie_kuranov_1.jpgАпостол Павел писал: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор 6, 12).

Практически каждый верующий человек, особенно в начале своего христианского пути, задавал себе и окружающим вопрос: а можно ли православным отмечать гражданский Новый год? Ведь в Церкви и так практически каждый день праздник, дни памяти святых или значимых христианских событий. Нужно ли воцерковленному христианину обращать внимание на светские праздники?

Ответы на эти вопросы порождают другие вопросы. Если нельзя отмечать, то почему? А если можно, то как и, собственно, зачем?

 

Обычай праздновать Новый год или новолетие довольно древний и известен у многих народов. Отмечается Новый год в соответствии с принятым календарем и знаменует собой момент перехода с последнего дня текущего года в первый день следующего года. Практически у каждого народа есть свои традиции отмечать это событие.

Начало исчисления года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46­45 годах до Р. Х. Именно поэтому календарь стал называться юлианским.

До Крещения Руси, а по некоторым данным вплоть до XV века, на Руси новый год начинался 1 марта.

Затем исчисление нового года стало начинаться с 1 сентября, что совпадало с началом индикта – богослужебного года. Такой порядок церковного календаря и поныне сохраняется в Русской Православной Церкви.

Празднование Нового года на западный манер 1 января было установлено по указу Петра Первого в 1700 году. Юлианским календарем пользовались на Руси до перехода в конце 1918 года на григорианский.

На Руси такого значения, как сейчас, Новый год никогда не имел, тем более не праздновался так широко в народе.

Когда новолетие отмечалось 1 сентября, это был период сбора урожая, и народ в основном был занят на сельскохозяйственных работах. Собственно праздновать людям было некогда.

После 1700 года Новый год праздновался уже после Рождества Христова, в период святок, и, естественно, акцент был не на календарном новом годе, а на Светлых Рождественских днях.

Большое значение искусственно стало придаваться Новому году как некой альтернативе Рождеству Христову после Октябрьского переворота 1917 года. Именно в то время все церковные праздники были поставлены «вне закона». Интересно, что долгое время «вне закона» была даже новогодняя елка, которая ранее ассоциировалась с праздником Рождества Христова.

1 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая – все эти праздники стали на долгое время неотъемлемой частью жизни огромной страны, хотя  их идейная и историческая составляющая вполне очевидна и понятна.

Как же нам, православным христианам, относиться к празднованию Нового года?  Стандартных рецептов проведения этого праздника нет. Каждый должен поступать по своей совести. И, конечно, никого не осуждать.  

К сожалению, современный календарный Новый год попадает на последние дни Рождественского поста, а они, как известно, самые строгие и вряд ли предполагают активное веселье и гастрономический удар по организму. Поэтому если вы решили отмечать Новый год в компании родственников или друзей, правильно будет заранее позаботиться о постном рационе за столом. Следует также удаляться от всяческих сомнительных развлечений и безу­держного веселья.

Новый год – прекрасная пора для миссио­нерства и проповедничества, для заявления своей христианской православной позиции перед близкими и друзьями. И может быть, именно вы, именно в этот Новый год зажжете в знакомом человеке искру веры в Бога.

Интересно, что с советских времен стало принято желать в Новый год «нового счастья». Но важно понимать, что относится это к счастью временному, к земным благам, которые, разумеется, рано или поздно заканчиваются. Для христиан же очевидно, что есть неоскудевающее счастье, вечное блаженство во Христе, которое не заканчивается никогда.

В новогоднюю ночь в некоторых храмах Москвы совершают Божественную литургию, поэтому если есть желание получить благословение Божье на венец наступающего лета именно в новогоднюю ночь, нужно узнать, где находится такой храм, и встретить Новый год с сугубой молитвой. А накануне, 31 декабря, во всех храмах Москвы служится новогодний молебен.

Новый год – это особое время. Время подведения итогов очередного года жизни. Время вопросов к себе. Что изменилось? Стал ли ты лучше? Много ли ты приложил усилий для исправления себя? Что сделал хорошего?

На все эти вопросы необходимо ответить и войти в новый год с решимостью исправить себя, стать примером для других и, главное, осознать всю важность постоянной работы над собой, чтобы достигнуть истинного обновления и вечного спасения во Христе!