Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

4 июня 2017 года

Божественная литургия в день праздника Святой Троицы

4 июня, в день праздника Святой Троицы - Пятидесятницы, епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством,...

читать далее
3 июня 2017 года

Всенощное бдение в канун дня Святой Троицы

Вечером 3 июня, накануне дня Святой Троицы — Пятидесятницы, епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством,...

читать далее
3 июня 2017 года

Божественная литургия в Троицкую родительскую субботу

3 июня, в Троицкую родительскую субботу, епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством, совершил...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_klimov_bel.jpgВсех вас с воскресным днем и с памятью святого апостола Андрея Первозванного, дорогие братья и сестры!

Апостола, которого мы чествуем сегодня, отмечает особым образом святое Четвероевангелие. Апостол Андрей назван Первозванным неслучайно: он был первым, кто откликнулся на слова Иоанна Крестителя о Господе. После искушения в пустыне Христос проходил мимо Иоанна Крестителя с учениками, и он, указывая на Иисуса из Назарета, сказал: «Се агнец Божий, вземлющий грехи мира!» (см.: Ин. 1, 29). Андрей вместе с Иоанном пошли, как говорит Священное Писание, вслед за Господом. Важно подчеркнуть, что для иудея эпохи Христа такое выражение – «агнец Божий» – могло означать только одно: тот, кто носит это имя, идет для того, чтобы принести себя в жертву, чтобы пролить кровь. Андрей идет вслед за Христом, имя Андрей переводится с греческого на русский язык как «мужественный». И действительно, очень много мужества нужно человеку, чтобы следовать за Господом.

Писание также упоминает об апостоле Андрее как о человеке, проявляющем заботу о людях. Перед тем, как насытить хлебами пять тысяч человек, не считая женщин и детей, Христос обращается к апостолам со словами: Вы дайте им есть (Мф. 14, 16). Именно апостолы Андрей и Филипп узнают, сколько имеется пищи, и говорят Господу о том, что ее не хватит, чтобы всех накормить (см.: Ин. 6, 7-9).

И еще раз Священное Писание особым образом выделяет апостола Андрея: речь идет о Пророчественной Беседе Иисуса Христа на Елеонской горе (см.: Мк. 13, 3-37). Помимо трех ближайших учеников – Петра, Иакова и Иоанна, которых Господь всегда брал с Собой в самые ответственные моменты Своего служения, в этот раз четвертым учеником на Елеонской горе был апостол Андрей.

Святой апостол Андрей Первозванный особенно дорог нам тем, что, согласно преданию, он проповедовал в скифских пределах и дошел до территории современного города Киева, где утвердил крест, сказав о том, что Христианство воссияет в этих землях. И, конечно, неслучайно апостол Андрей дошел до этих пределов и пророчествовал: в лице Киев-града он прозревал все Русское Православие. И сейчас мы находимся в храмах не без его участия, не без его ходатайства и молитвы.

Милостью Божией сегодня мы имеем особую радость вспоминать апостола Андрея: в центре нашего храма находится большая икона, на которой изображено несколько святых, среди них в числе первых – апостол Андрей. В иконе находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного. Фонд «Триумф сердца» продлевает срок пребывания этой святыни в нашем храме до 15 февраля 2016 года – праздника Сретения Господня.

Апостол Андрей, как мы сказали, был мужественным верующим человеком. Он тот, кто первый пошел за Христом, тот, кто призвал своего брата Петра, тогда еще Симона, к Господу. Он тот, кто прославил имя Иисуса как истинного Мессии, сказав Петру: Мы нашли Мессию, что значит: Христос (Ин. 1, 41). Для всякого верующего представляется необходимым найти Мессию – принять Его как истинного Спасителя, прославить всей своей жизнью, получив дар веры и любви за это исповедание.

И сегодняшнее евангельское чтение, первое чтение из Евангелия от Луки (см.: Лк. 13, 10-17), открывает нам, что не всегда удается человеку исполнить это, даже несмотря на то, что человек может ходить в церковь, иметь не последнее место в храме и по чести и по власти. 

Евангелие представляет нам две своего рода крайности – положительную и отрицательную: как может человек своею жизнью исповедовать или отвергать Христа. Сначала мы читаем о женщине, которая была подвержена страшному недугу. Сам Христос говорит, что «сатана связал ее» (см.: Лк. 13, 16). Она восемнадцать лет была пригнута к земле так, что не могла даже выпрямиться. Можно только догадываться, какие тяжкие страдания она испытывала – у человека нет возможности расправиться, чтобы пришло отдохновение для естества. Она терпит свой недуг восемнадцать лет, но этого мало. Несмотря на всю свою боль и страдания, несмотря на продолжительность этого мучения, за которым для нее открывалась необратимость болезни, она ходит в дом Божий. Нам неизвестно, каким образом она туда идет: она, скорее, ползет, но делает это! Она знает, что в день Господень человек призывается к тому, чтобы прославить Господа, помолиться Ему, получить от Него духовные силы для дальнейшего жития.

Вторая крайность – это начальник синагоги, который тоже находился среди молящихся и считал себя великим в глазах верующих людей. Когда Господь совершает чудо и народ радуется тому, что происходит, он, палимый завистью и тщеславием, начинает лицемерить, выставляя себя праведником и защитником закона Божия, прикрывая законом свои страшные грехи, главнейшим из которых является лицемерие. Начальник синагоги говорит людям: «Вы имеете шесть дней, в которые можно приходить и получать исцеления. А в шестой день не занимайтесь этим, поскольку это день субботний, который требует от нас покоя и запрещает работать» (см.: Лк. 13, 14). Что он имеет в виду под словом «работа», сказать сложно. Возможно, то, что Господь одним словом исцелил скорченную женщину. Может быть, то, что она пришла в этот день в храм, совершив великий труд. Но Господь, вскрывая его лицедейство, говорит: Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк. 13, 15-16).

Этот пример имеет важное отношение ко всем нам. Если мы сравним себя с женщиной, которая совершала нечто неимоверное в глазах людей, постоянно приходя для молитвы в храм Господень, то окажется, что мы и не начинали еще быть верующими. Ведь не только страшная болезнь и тяжелые обстоятельства мешают нам исполнить заповеди, куда там, два раза кашлянул или чихнул – и все! Можно в храм Господень не ходить: я болею, я не в состоянии – и дальше начинаем впадать в лицемерие, в которое впал начальник синагоги.

Если у нас есть силы и знания о необходимости исполнять заповеди Божии, то надо обязательно стараться их выполнить. И только через этот труд, через это усердие, через это, можно сказать, исповедание своей жизнью Господа, когда мы стараемся исполнить все то, что нас просит сделать Христос, мы становимся истинно верующими. Именно этот труд сделал истинно верующей скорченную женщину. И очень важно, что, дав просимое, Господь дал ей и величайшее знамение, подтверждающее, что она не ошиблась: Бог милосерден.

Но Господь очень долго медлил, прежде чем исполнить просьбу скорченной женщины. Почему? Сегодня евангельское чтение закончилось словами о том, что народ прославлял Господа. А дальше следует то, что не вошло в чтение: Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все (Лк. 13, 18-21).

Какое отношение имеют эти притчи к тому, что случилось? Что имеет в виду Христос, сравнивая женщину, в течение восемнадцати лет страдавшую и получившую наконец исцеление, с этим горчичным зерном или закваской? Не свидетельствует ли Христос, что все то, что случается с нами в жизни, все обстоятельства премудрая Божественная благость направляет таким образом, чтобы они работали на спасение человека. Мы можем предположить, что так и произошло со скорченной женщиной: подвергшись этой страшной и тяжелой болезни, она, может быть, хотела избавиться от нее сразу, но не получилось. И как долог был этот процесс «вскисания теста»! Она покорила всю себя закону Божию, исповеданию Божественной благости, и дух, и душа, и тело ее – все три меры – вскисли. И как только это случилось – тесто стало готово для того, чтобы печь из него хлеб, – приходит в ее жизнь Господь.

То же самое касается и зерна горчичного. Оно маленьким вбрасывается в наше естество – от Господа это часто бывает. Но мы не в состоянии потерпеть этих обстоятельств, хотя Писание говорит нам: «Потерпи Господа и мужайся!» (см.: Пс. 26, 14).  Отказываясь от этого, мы отказываемся по сути дела от главного: чтобы это зерно дало всход нашего терпения, нашего воздержания, нашего доверия, и в конце концов в ветвях древа начинают обитать птицы небесные (см.: Лк. 13, 18-19). По объяснению толкователей, под птицами небесными мы можем понимать не только духовные помыслы или помышления, нет, но уже откровения Божественной вечной и блаженной жизни. То ощущение, которое на языке святых отцов иногда называется предзрением Вечной Небесной Зари.

Дорогие братья и сестры! По учению Церкви, нет абсолютно никого, кто не нуждался бы в спасении от Господа. Но самое драматичное заключается в том, что не все могут дойти до осознания этого. А если человек считает себя праведником, то ему не нужен Господь и он ставит себя в один ряд с тем начальником синагоги, который, глядя во все глаза на Христа, так и не понял, Кто перед ним.

В такой день, как сегодняшний, хочется пожелать всем нам быть особенно чуткими к тому, что происходит с нами в жизни, и всегда воспринимать эти, возможно, неприятные для нас обстоятельства с великим вниманием: не являются ли они тем горчичным зерном и той закваской, от которых мы могли бы получить великий плод – спасение в Вечности.

Аминь!