Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

5 июня 2017 года

Божественная литургия в храме святителя Николая Чудотворца в Хамовниках

5 июня в день Святого Духа, епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством, совершил Божественную литургию...

читать далее
4 июня 2017 года

Божественная литургия в день праздника Святой Троицы

4 июня, в день праздника Святой Троицы - Пятидесятницы, епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством,...

читать далее
3 июня 2017 года

Всенощное бдение в канун дня Святой Троицы

Вечером 3 июня, накануне дня Святой Троицы — Пятидесятницы, епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством,...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

Протоиерей Георгий Климов

b_200__16777215_00_images_news2013_klimov-01_1.JPGВ преддверии престольного праздника центрального храма Троицкого благочиния мы попросили настоятеля протоиерея Георгия Климова рассказать читателям об истории Троицкой церкви на Пятницком кладбище и о его собственном жизненном пути.

В истории христианской Церкви было несколько святых с именем Параскева. Так, мы знаем преподобномученицу Параскеву, пострадавшую за Христа в Риме во II веке, преподобную Параскеву Сербскую, прославившуюся в XI столетии суровой аскезой и благочестивой жизнью. На Руси особо чтили святых с именем Параскева, ведь в переводе оно означает «пятница» – день Крестных Страданий и смерти Спасителя. В честь святой Параскевы часто возводили придорожные часовни, ей молились, отправляясь в путешествие, её помощи просят в болезни и скорбях. Покровителями нашего храма также являются святитель Филарет, митрополит Московский, и священномученик Симеон, епископ Персидский.

Исторически на месте храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище стояла деревянная церковь в честь преподобной Параскевы Сербской. Появилась она не случайно: в 1652 году на этом месте были встречены мощи святителя Филиппа Московского во время их перенесения из Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря в Москву. В память об этом событии был установлен поклонный Крест, а местность получила название «У Креста». Паломники, отправляющиеся на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру, совершали здесь молебны, а дорога, ведущая «от Креста» до обители преподобного Сергия, получила название «Троицкий путь». Таким образом место, где сейчас стоит храм Живоначальной Троицы, поистине уникальное. Здесь «встретились» Святая Троица, преподобный Сергий и преподобная Параскева Сербская, почитаемые русским народом. За храмом находится основанное в 1771 году знаменитое Пятницкое кладбище, где похоронены многие иерархи и священнослужители Русской Церкви, благочестивые миряне.

b_200__16777215_00_images_news2013_klimov-01_2.JPGКогда деревянная церковь преподобной Параскевы обветшала, возникла необходимость постройки нового каменного храма. Однако средств не хватало, строительство откладывалось. Тогда приход обратился к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). Владыка оказал не только административную, но и материальную помощь. Молитвами и тщанием Святителя каменная церковь была наконец построена. Центральный престол был освящён в честь Святой Троицы, северный придел – в честь преподобного Сергия Радонежского, а южный – в честь преподобной Параскевы Сербской. В церковь на Пятницком кладбище всегда приходило много людей. В 1917 году тщанием прихожанина Симеона Зайцева на территории кладбища была построена каменная часовня в честь священномученика Симеона, епископа Персидского. В часовне совершались отпевания усопших.

В приделе преподобной Параскевы находится захоронение Евдокии Никитичны Дроздовой (1853) – матери святителя Филарета. С её могилой связан чудесный случай. В начале двадцатого столетия могила Евдокии Никитичны была обезличена и фактически уничтожена – не было ни надгробной надписи, ни креста, ни ограждения. В 1950-х годах одному благочестивому доктору, которого звали Виктор, явился сам святитель Филарет с просьбой позаботиться о том, чтобы могила была восстановлена. Позже выяснилось, что Виктор был дальним родственником Дроздовых. Доктор начал хлопотать, чтобы могилу восстановили, ходил в разные инстанции, но безуспешно. Так прошло два года. От безрезультатности Виктор приуныл, руки у него опустились, и он уже не был уверен, действительно ли ему являлся Святитель. Но однажды видение повторилось. Святитель Филарет ободрил Виктора, призвал не унывать и продолжать хлопоты. Через некоторое время Виктор получил вызов к Святейшему Патриарху Алексию I. Святейший выслушал его, подробно расспросил и отпустил. После этой встречи могилу Евдокии Никитичны восстановили и по распоряжению Святейшего Патриарха каждый год в день кончины матери Святителя стали служить панихиду о приснопамятной рабе Божией Евдокии. Эта традиция сохраняется и сейчас.

b_200__16777215_00_images_news2013_klimov-01_3.JPGВ двадцатом веке история храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище была драматичной, как и вся история Русской Церкви. Храм неоднократно пытались закрыть. С 1935 по 1944 год он принадлежал обновленцам. После возвращения его Церкви в храме служили многие известные священнослужители, среди них протоиерей Василий Романков и священник Сергей Недумов, похороненные за алтарём. Год назад Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла меня назначили настоятелем храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище. Разумеется, это было неожиданно. Приступая к служению, я постарался узнать о храме как можно больше и был потрясён тем, какая интересная и богатая у него история.

О себе могу сказать, что я родился в Сергиевом Посаде, поэтому имел возможность часто бывать в Троице-Сергиевой Лавре. В детстве и юности я не был воцерковлённым человеком и приходил в обитель преподобного Сергия просто из любознательности, желая лучше познакомиться с русской культурой. Но со временем у меня появилось осознание того, что православная вера хранит ту истину, которую ищет человек и в которой нуждается его душа.

b_200__16777215_00_images_news2013_klimov-01_4.jpgКогда меня призвали в армию, я попал во взвод, где проходили службу ребята практически из всех 15 республик нашей страны. Многие солдаты испытывали определённое внутреннее напряжение, потому что зачастую не понимали, какое мироощущение и какие национально-религиозные традиции имеют их собратья по оружию. С одной стороны, служба была физически и психологически тяжёлой. С другой – подобное испытание заставляло задуматься: на чём основано моё личное миропонимание и мироощущение? Это был 1988 год – год тысячелетия Крещения Руси, очень важная веха. Стали открываться храмы, появилось много литературы, в том числе Священное Писание, которого до этого времени в Советской России невозможно было найти. Однажды после боевого дежурства в карауле мне кто-то из земляков дал книгу – Новый Завет в Синодальном переводе. Я до сих пор благодарю Господа за то мгновение, когда впервые начал её читать. Конечно я не понимал всего написанного, но на душе становилось как-то радостно, спокойно и тихо. Уже после армии моё отношение к вере стало ясным, если можно так сказать, чётко выраженным. Я окончил службу и поступил в Московский авиационно-технологический институт, после его окончания два года работал по специальности.

b_200__16777215_00_images_news2013_klimov-01_5.JPGВ студенческие годы я часто бывал в московском Даниловом монастыре, а в выходные дни неизменно приходил на богослужение в обитель преподобного Сергия. Там я имел возможность общаться с лаврскими насельниками, среди них – архимандриты Георгий (Тертышников), Макарий (Веретенников), Илия (Рейзмер), которые оказали на меня большое влияние, помогли принять решение о поступлении в семинарию. Это довольно сложно объяснить, но в один прекрасный момент человек осознаёт, что должен стать священником, чтобы служить Богу и людям. После окончания семинарии я продолжил учиться в Московской Духовной академии, а незадолго до окончания обучения от руководства Московских духовных школ мне поступило предложение там преподавать. Я очень благодарен Господу и преподавательской корпорации за то, что много лет дышу воздухом большой кельи преподобного Сергия!

b_200__16777215_00_images_news2013_klimov-01_6.jpgЕщё обучаясь в семинарии, я принял сан священника. Первые годы моего священнического служения прошли в академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы. Позже меня перевели на московский приход Патриаршего Подворья в храм Живоначальной Троицы в усадьбе Свиблово, где настоятелем является благочинный Сергиевского округа протоиерей Сергий Киселёв. На приходе в Свиблове я прослужил десять лет. Московские прихожане – это образованные, интеллигентные люди, у которых зачастую возникают сложные вопросы, требующие ответов. На фоне провинциального города московской области, откуда я родом, это отличие было особо ощутимо. В провинции люди проще, а в столичных жителях есть элемент какой-то претензии, даже перекоса: люди часто воспринимают церковь как организацию из сферы услуг, которая призвана обслуживать духовные потребности человека. Мне, молодому священнику, в силу неопытности и непонимания многих тонкостей служения в мегаполисе приходилось часто переживать острые моменты, находиться в сильном напряжении. Но с течением времени приходили знание и опыт, появлялась уверенность, общаться с людьми становилось легче. Мне доставляет большую радость осознание того, что в Православии можно найти ответы на любые вопросы, с верой можно разрешить любую проблему.

Сейчас, став настоятелем и благочинным, многие вещи я переживаю заново, многому приходится учиться, многое переосмыслять. Основная проблема нашего прихода – небольшая численность прихожан. Следует помнить, что ещё 10-15 лет назад людей в храме было очень много, и нельзя видеть причину оскудения прихода только в том, что вокруг открылось много других храмов. Значит были другие, внутренние причины. Наша задача сделать так, чтобы приход начал жить полноценной жизнью во всех сферах, которые направляют человека в жизни, помогают идти ко спасению. Сейчас мы активно занимаемся социальной и молодёжной работой. Другие проблемы прихода – отсутствие помещений для работы, масса имущественных вопросов. Те площади, которые мы сейчас занимаем и которые исторически принадлежат храму, находятся в аварийном состоянии, а на ремонт, как это ни банально звучит, не хватает средств.

В заключение скажу: каждый день я благодарю Бога за то, что Он дал мне возможность служить и трудиться в этом замечательном храме, и я верю, что Господь по Своему великому милосердию и человеколюбию наставит, направит и утвердит наш приход.