Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

26 октября 2016 года

Праздник Иверской иконы Божией Матери

26 октября в день праздника Иверской иконы Божией Матери епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством,...

читать далее
25 октября 2016 года

Собрание духовенства Венгерской епархии

25 октября под председательством епископа Подольского Тихона, Управляющего Северо-Восточным Московским викариатством, Управляющего...

читать далее
25 октября 2016 года

Встреча с организацией, выполняющей работы по восстановлению башни собора г. Будапешта

25 октября епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством, Управляющий Венгерской епархией, провел рабочую...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_nestor.jpgНынешний воскресный день называется в церковном календаре Неделей перед Воздвижением и первое Евангельское чтение было посвящено крайней высочайшей Любви Божией к роду человеческому. Евангелист говорит нам об этой любви словами следующими: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.  Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. (Ин.3:13-17)

Бог пришел на землю, и никто не взошел на небо, как только Тот , Кто прибывал на небе. Сам Господь Иисус Христос воплотившийся Бог, Сущий, то есть Пребывающий вечно по Божеству своему на небе, рождается от Пречистой Девы Марии, ради нашего спасения и через свой Подвиг целожизненный, совершая спасение рода человеческого, Крестными страданиями, смертью и Воскресением и восходит на небо, туда, где пребывал по Божеству.

Отверзается небо, потому что до этого оно было закрыто. Ни одного не только праведника Ветхого Завета, ни одного святого не было на небе. Все сходили во ад, потому что не было сил человеческих, чтобы войти на небо, туда, где пребывает Господь. Почему? Потому что грех со времен Адама царствовал в роде человеческом и убивал каждого праведника. И он своими правдами не мог взойти на небо. И для того, чтобы спасти человеческий род нужна была и Божественная помощь и Сила. И вот Сущий на небесах, по Божеству Господь Иисус Христос, воплощается, сходит на землю, для того, чтобы своим Подвигом победить грех, и открыть небо для праведников. Тех, которые находились во аде, вывел из ада. Открыл небо и для нас с вами, призванных к жизни вечной.  Грех, смерть и диавол побеждены Господом нашим Иисусом Христом, и грех уже не царствует в роде человеческом, говорит апостол (Рим. 5, 21), потому что у него отняты силы. Отняты силы и у врага рода человеческого, у смерти. Потому христианин смотрит на смерть, как на сон, потому он, как святитель Иоанн, побеждает силу бесовскую благодатью силы Божией и любви, пребывающей в сердце и душе человека. Среди восшедших на небо есть множество святых, в честь одного из которых устроен придел этой святой церкви – святителя Иоанна (празднует сегодня Святая Церковь).

Сегодня созвездие святых. Если открыть календарь, то увидите: сегодня память преподобного Макария Оптинского, мученика Созонта, целый сонм святых, в Казахской земле просиявших, святителя Иоанна. И вот если говорить о нём, то жизнь его вкратце была такой: родился от благочестивых родителей, воспитывался в законе Божием и в любви к храму, прилежал к чтению Священного Писания вместе со своим братом, и, когда умерли родители, оставив небольшое, но достаточное наследство, они вместе с братом решили построить церковь в честь Благовещения Богоматери и построили деревянную церковь; затем на эти средства начали строить каменную, желая в конечном итоге обустроить целую обитель. Средств не хватило. Горячая и слёзная молитва двух братьев подвигла к тому, что сама Богоматерь явилась им и дала необходимое для завершения строительства. Устроив обитель, оба брата приняли иноческий постриг и стали иноками, которые возносили молитву о своём спасении и о спасении мира, их окружавшего.

В 1162 году незаметный иеромонах (не заметный людям, но заметный Богу) был избран на Новгородскую кафедру, а уже через три года стал архиепископом Новгородским. Главной целью своей архипастырской деятельности он поставлял просвещение народа и приведение его к Царству Божию, к возвещению ему правды о том, что Царство Божие отверсто, подобно Царским вратам сзади нас, и каждый может войти в него, прилагая усилия и исполняя евангельские заповеди, которые являются заповедями жизни. В 1186 году святитель почил, приняв незадолго до своей кончины схиму. А послужило к этому (к оставлению кафедры епископской и к принятию на себя ещё большего на себя подвига монашеского) обстоятельство, о котором сказал отец настоятель, отец Георгий – святитель подвергался очень большой клевете. По учению святых отцов, клевета уничтожает все добродетели в человеке. Сколько бы он ни приобрёл хорошего: поучаствовал ли в милостыне, научился ли молитвам, воспитал ли детей, — клевета уничтожает всё. Она подобна огню, выжигающему всё. Она подобна пустыне, где не произрастает ни один благородный цветок: мёртво всё. Клевета. Как часто завлекает эта клевета нас с вами даже, призванных быть святыми! Начинаем с рассуждения, входим в осуждение и переходим на клевету. Не так ли? Так. В этом надо признаться и надо бояться клеветы как очень опасного смертного греха, убивающего душу и низводящего её во ад.

Вот святитель – всё стерпел, но народ не захотел его видеть своим епископом, оклеветав его. Тогда, посадив его на плот, пустили по течению без вёсел, а Господь, желая показать праведность святителя Иоанна показал народу, что плот пошёл против течения — без вёсел — и достиг Юрьева монастыря под Новгородом, где монахи встретили своего святителя и куда пришёл народ, оплакивая своё поведение, сознаваясь в клевете и прося прощения. И что же святитель? Как добрый пастырь – всех простил: «Господи, прости им, не ведят бо, что творят!» (Лк. 23, 34).Такова жизнь святителя. Через некоторое время его мощи были обретены в XV веке в Софийском соборе Новгорода, и он был причислен к лику святых — как святитель. Благо, что у нас в нашем округе, в городе Москве есть престол в честь этого угодника Божия.Будучи совсем маленьким, я слышал от своей мамы рассказ, который относится к церковному преданию, и в нём нет ни малейшего основания сомневаться. Это рассказ из жизни святителя Иоанна.

Известно, что святитель обладал необыкновенными дарованиями духовными, среди которых было дарование побеждать, иметь над ними особую власть, которая даётся исключительно немногим. Как-то ночью святитель услышал, что в умывальнике, который, как вы знаете, бывает в деревнях, плещется вода. Никого не было вокруг. Провидя духовным взором, что это враг искушает, он подошёл и перекрестил умывальник крестом. Бес, не выдерживая силы молитвы и благодати, исходившей от святителя, вопиял о помощи. Тогда святитель сказал, что он его выпустит, но при условии, что тот донесёт его в одну ночь в святую землю и затем вернёт его сюда, в Новгород. Так и случилось. Бес доставил святителя в воскресный день в святую землю, святитель совершил богослужение, поклонился Гробу Господню и Божественной Голгофе и возвратился назад в Новгород, бес возвратил его.

Затем в одном из посланий он говорит, не называя себя: «Я знаю одного человека, который за ночь сходил в Святую Землю». Скромность и смирение его украшали. Но за эту власть над бесами он, конечно, много терпел клеветы от народа. Так, бес за то, что он совершил, за то, что его мучил святитель, подкидывал к нему в келью женские вещи, дабы его уличили в похоти, в блуде и в прочем. Так и случилось. Клевета рядом соседствует с блудом, поэтому клеветник – он же и блудник, потому что он блудит с бесом, который стремится во что бы то ни стало погрузить как можно глубже во грех, на дно адово человека, для которого эта страсть и этот грех становятся родными. Святитель всех простил, потому что видел, что не человек согрешает, а враг, искушающий его. Милосердствуя по отношению к людям, простил, принял схиму и оставил кафедру. Из поучений его, как сказал отец настоятель, осталось более тридцати поучений, обращённых к клиру и к народу. Он учил, чтобы мы не прилеплялись к этому миру. Он учил о вреде пьянства и говорил о пагубности его, он говорил, что лёгким будет бремя Христово тогда, когда человек будет каяться в своих согрешениях. Он говорил о необходимости молитвы. Вот это немногое, но столь важное для нашей духовной жизни, мы должны извлечь сегодня из празднуемого события и дня памяти святителя Иоанна. Дай Бог, чтобы по его молитвам Господь даровал нам силы и благодать оставаться верными Ему всегда, даже тогда, когда искушения, как кажется нам, переходят всякие границы и нет сил уже победить грех. Пусть никто не отчаивается, потому что с ним, особенно с христианином, присутствует Божественная благодать, всегда немощная врачующая и то, чего у него не хватает, восполняющая. Будем молиться святителю, дабы его святыми молитвами и нам удостоиться вечной блаженной жизни в Царствии Отца, Сына и Святого Духа, Троицы Единосущной и Нераздельной. Аминь. С праздником, братья и сестры!»