Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

20 января 2018 года

Епископ Иоанн совершил Всенощное бдение в храме иконы Божией Матери "Нечаянная Радость"

В субботу, 20 января в канун Недели 33-ей по Пятидесятнице, по Богоявлении, и дня памяти преподобного Георгия Хозевита, епископ Домодедовский...

читать далее
19 января 2018 года

Рабочая встреча с префектом СВАО

В пятницу, 19 января епископ Домодедовский Иоанн, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством, встретился с префектом...

читать далее
19 января 2018 года

Архипастырский визит в школу-интернат

19 января, в день праздника Крещения Господня, епископ Домодедовский Иоанн, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством,...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

tikhon170.jpgДорогой отец Георгий, я сердечно Вас благодарю за теплые, всегда содержательные и наполненные духовного смысла слова приветствия. И от лица Святейшего Патриарха Вас, клир, дорогих прихожан и всех тех, кто приехал сегодня и почтил чудотворный образ иконы Божьей Матери, поздравляю с престольным праздником этого святого храма с особым чтимым образом Пречистой Девы Марии.

Когда мы собираемся в дни Богородичных праздников, то непременно наше сердце чувствует Её материнскую любовь. Эта любовь дает возможность сказать слово, найти в себе силы, найти правильный путь, помочь самому себе и другим. И всё это делает Господь по прошению, просьбе и молитвам Божьей Матери. Подходя к образу, мы видим грешника кающегося. Мы всегда и непрестанно будем говорить, что в нём мы узнаем себя. Мы говорили о покаянии, о том, что покаяние должно лежать в основе жизни духовной, и на нём, как на основании, строится вся жизнь человеческая, жизнь его духа, для того чтобы унаследовать жизнь вечную. Но вместе с тем образ Божьей Матери «Нечаянная радость», глядя на который, глядим мы, главным образом, на любящие глаза Матери Божьей к кающемуся грешнику, научаемся еще молитве.

Всегда ли наша молитва бывает услышана Богом? Мы знаем, что не всегда! И даже из слов Священного Писания молитва может быть во грех. Когда же это может происходить? И вот тут-то встает перед нами вопрос: Как нужно молиться, чтобы быть услышанным? Как нужно обращаться к Богу, чтобы не погрешить? Чтобы выйдя со столпа молитвы, с храма Божия или с места, где она совершается, в келье монашеской или дома, в котором живёт семья, или койки больничной, чтобы человек ушел, почувствовав благодатную силу этой молитвы. Мир, в котором живем мы с вами, столь зол и ужасен, что, главным образом, своей целью ставит отвлечение человека от помыслов о вечном. Он развлекает ум и не даёт возможность собраться во едино, научиться молиться. Душа молитвы, говорят святые, внимание. Как и мёртво тело без души, как без фимиама и угля не горит кадильница, как не горит лампада без масла, так не может быть молитвы подлинной, настоящей , сообщающей благодатную силу, помощь Божественную человеку, если она не совершается в сердечной клети, совершается лишь только внешне. Святые отцы, подвижники молитвы учат нас о необходимости внимательного прочтения и слушания молитв.

Не внешне должны только приходить мы в храм, но внутренне проникать в смысл того, что читается и поётся, чтобы напитать вместе душу и ум свой словами Божественного Писания, молитв и песнопений. Для того, чтобы ясно понять в себе сколь важна молитва, я приведу высказывания святых отцов, чтобы мы поняли, сколь важным средством мы обладаем, и сколь опасно неправильное употребление молитвы. Святитель Тихон Задонский говорит: «Глас внешний и слово должны быть согласны с внутренними помышлениями, нужно стараться, чтобы и сердце молилось, когда молится язык, и ум помышлял то, что говорят уста». Вторя этим словам, нахожу слова святителя Василия Великого: «Не доводи совесть до того, чтобы она осуждала тебя и в таком состоянии призывать помощь Божию». Бывает состояние внутреннее таковое, что человек внешне находится на молитве - в храме, дома, в пути, но сердце его, его совесть обличает от того, что он не прав по отношению к ближнему, не прав по отношению к самому себе, что он нарушил закон внутренний, закон духа. И когда он в таком состоянии, не положив в основу раскаяние, осознание своей вины, пытается обратиться к Богу, молитва бывает не услышана, потому что совесть его обличает.

Святитель Киприан Карфагенский говорит о внимательности в молитве: «Ум наш да не помышляет во время молитвы ни о чем другом, кроме того о чем молится». Ну куда проще сказано, но, в то же время, как глубоко! Можем ли мы говорить слова добрые по отношению к человеку, когда ум наш занят совершенно другими предметами? Нет. Можем ли мы обращаться к Богу в молитве с тем, чтобы быть Богом услышанным, когда ум ползает по стихии мира сего, воспоминая, где я был, какие у меня планы, что мне необходимо сделать и, что ещё хуже, вспоминая грехи других людей? Такая молитва не может быть услышана, такая молитва во грех.

Как просишь у Бога, чтоб услышал тебя, когда сам себя не слышишь? В день празднования святой иконы чудотворного образа я затронул эту тему не случайно. Именно потому, чтобы мы, стоя на молитве или лежа на койке, передвигаясь в путешествии или, тем более, стоя в храме, помнили о необходимости возводить свой ум к Богу, ставя своей целью, чтобы ум соединился с сердцем, но ум соединиться с сердцем должен по закону Божьему только тогда, когда сам Бог определит для молящегося. Наше главная задача всех без исключения - и у алтаря стоящих, и только что вошедших - внимать тому, что слышит, что поется и что сам человек произносит. А вместе с вниманием должно быть благоговение. Молитва бывает услышана тогда, когда она из благоговейных чувств внутреннего сокрушения обращается к Творцу-Богу. И пример такой молитвы, такого богатства о котором сказал отец Георгий, мы видим в лице Богоматери. Она много не говорила, она больше молилась. И эта молитва отразилась на всех без исключения Её иконах. Она всегда молится. И сегодня, подходя к Ней, к любому образу мы видим Её молящуюся, Её богатство, внутрь - по слову псалмопевца.

Вот и мы должны, дорогие братья и сестры, в день праздника Нечаянной радости открыть для себя богатство, которое даёт нам Сам Бог. Этим богатством является молитва, молитва умная, внимательная, благоговейная, молитва, которая пробивает небеса и доходит до престола Божия в мгновение ока в любых местах и в любом положении, где бы не находился человек. Молитва, доставляющая радость молящемуся после того, когда он сходит с этого подвига. Нужно по слову апостола всегда молиться. Для того, чтобы молиться в храме, нужно понуждать себя молиться всегда, едя на транспорте, дома, посещаем ли кого, зашли даже в магазин что-нибудь купить, мысль о Боге не должна покидать нас. Тогда и в храме нам будет не трудно молиться. Тогда не трудно будет ум свой собрать и устремить его к Богу с просьбой об одном, о нашем вечном спасении. Чего я всем вам и себе желаю.

Молитвами Пречистой Богоматери и всех святых да удостоит нас Господь вечной, блаженной жизни. С праздником вас!