Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

13 июня 2019 года

В Сергиевском благочинии прошло совещание духовенства по противосектантской деятельности

12 июня 2019 года, по благословению архиепископа Егорьевского Матфея, Управляющего Северо-Восточным и Западным Московскими викариатствами, и...

читать далее
13 июня 2019 года

В Москве стартовал фотоконкурс «Помогая другому – помогаешь себе»

Департамент национальной политики и межрегиональных связей и Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата объявили о...

читать далее
13 июня 2019 года

В Останкино пройдет Фестиваль Казачьей Культуры

16 июня, в Праздник Святой Троицы в Останкино пройдет Фестиваль Казачьей Культуры. Начало в 12.00. 111111 читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_oGKl7.jpgПроповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, 16.12.2018.

С воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры!

Сегодня Святая Церковь предлагает нашему вниманию евангельское чтение о том, как Господь наш Иисус Христос имел важную беседу с одним богатым юношей (см.: Лк. 18, 18-27). Это беседа важна, поскольку вопрос, поставленный этим человеком, является центральным вопросом в жизни всякого нормального, здравомыслящего, тем более верующего человека.

«Учитель благий, что сотворю, чтобы наследовать вечную блаженную жизнь?», – вопрошает юноша Христа. Но мы видим, что не все принимает в постановке этого вопроса наш Спаситель, Который отвечает: «Что ты Меня называешь благим, никто же благ, только один Бог».

Для каждого из нас является истиной, что Христос есть истинный Бог и Он благ. Но Господь – Сердцеведец, Он знает, что этот человек не считает Иисуса из Назарета Богом. По словам толкователей, юноша из лести обратился ко Христу, именуя Его «Учитель благий». Вообще надо сказать, что в ветхозаветном Израиле не было принято обращаться к человеку с таким термином «благий». И Христос сразу ставит на место этого человека и вскрывает бесполезность его лести.

Дальше Господь открывает, что на самом деле этот человек просит не то, что является истинным благом, а то, что он для себя считает благом, но это не благо, вводящее в вечную блаженную жизнь. Да и из самой постановки вопроса становится ясно, что юноша просит не способ получения блага, а само благо.

Спаситель на это отвечает: исполняй заповеди, причем начинает перечислять самые что ни на есть известные абсолютно всему ветхозаветному Израилю заповеди. Как мы знаем, две скрижали заповедей было у ветхозаветного Израиля: на одной были написаны заповеди по отношению к Богу, а на второй – по отношению к человеку. Интересно, что Господь не называет первые пять заповедей: «Аз Есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози иные», – и так далее, а называет последние пять.

Итак, Спаситель называет только заповеди по отношению к человеку. Но значит ли это, что не нужно исполнять первые пять заповедей? Конечно, нет. Христос хочет показать, что исполнение первых пяти заповедей можно определить исключительно по тому, как человек исполняет заповеди со второй скрижали. Если ты любишь ближнего своего, а эта заповедь преломляется в таких повелениях, как «не убий», «не прелюбодействуй», «не укради», «чти отца и мать», то, наверное, ты можешь сказать, что исполняешь и первых пять заповедей по отношению к Богу.

Господь дает нам заповедь чтить Его как Бога, но как проверить правильность исполнения этой заповеди? Договорившись с собой, установив для себя то, как правильно почитать Бога? Конечно, нет. И поэтому все в нашей вере и в жизни сопряжено с тем, как мы относимся к тем, кто нас окружает: по ним можно проверить и себя, и свое отношение к ним, и к Богу, самое главное.

Но когда юноша услышал слова Господа, он ответил: «Я все это от юности сохранил, что еще мне остается сделать?». И вот тогда Господь называет заповедь, которая, по сути дела, все ставит на свои места, а лучше сказать, вскрывает все те недоумения, которые, наверное, были у этого человека, но он на них не обращал внимания. Господь говорит: «Ты еще одного не сделал – продай имение свое, раздай нищим и иди вслед за Мной». В некоторых Евангелиях еще говорится: «Возьми крест свой и иди за Мной» (ср. Мф. 16, 24).

Ведь можно делать очень много для ближних, но с сердцем, не отданным Богу, а отданным себе, зацикленным на себе. Примером такого отношения и является богатый юноша, который, как нам говорит Священное Писание, очень опечалился ответом Христа, потому что имел большое имение, и отошел ни с чем. Он был не готов быть всегда с Богом и иметь Его в своем сердце. А это самое сложное.

А Господь, обратившись к Своим ученикам, сказал: «Как трудно богатому спастись, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши». Еще более драматически этот момент описан в Евангелии от Марка: Господь, обернувшись и посмотрев на людей, сказал ученикам: «Как сложно богатому спастись». И ученики ужаснулись Его словам. Но Христос снова сказал: «Дети, как сложно богатому спастись, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши» (см.: Мк. 10, 23-25).

Что это значит? Это значит, что воплотившаяся Истина, воплотившись и пролив Свою кровь для нашего спасения, по-отечески предупреждает нас, желая нам спасения, о том, что является самым страшным на нашем пути – это богатство. И не только богатство в прямом смысле слова – деньги, имущество, а любое богатство, которым каждый из нас в своем сердце вытесняет Бога, закрывает его, подобно крепко запертым вратам для возможности Божественного входа.

С течением времени в истории Церкви появилось немало объяснений того, что такое «игольные уши» и как верблюд в них может пройти. Предание древнего Иерусалима гласит, что это были небольшие врата в город, которые находились рядом с главными, через них опоздавшие путники и даже животные могли войти, когда ворота крепости уже закрылись. А другие толкователи указывают, что греческие слова «камелос» и «камелон» означают разные вещи: «верблюд» и «веревка», но пишутся практически одинаково. Возможно, полагают они, Христос имел в виду, что не верблюду пройти, а веревке сложно быть продетой в игольное ушко.

Однако слова Господа «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Небесное» – это, скорее всего, поговорка. Есть свидетельства, что в культуре ветхозаветных иудеев существовала поговорка: «Слону удобнее пройти сквозь игольное ушко». А это значит абсолютную невозможность, так, мы говорим: «Легче до неба рукой дотронуться, чем сделать то-то и то-то». Получается, что богатому в принципе невозможно спастись.

И тогда перед нами открывается огромное поприще того делания, к которому каждый из нас призван. И самое главное – определить, в чем это богатство заключается, от чего нам нужно избавляться, очищая свои сердца. Этот юноша был очень горд сознанием того, что Господь благословил его богатством, ведь у ветхозаветных иудеев было убеждение: если ты богат, значит, Бог тебя благословил, ты в Его глазах имеешь надежду на спасение.

И когда Господь отправляет этого человека ни с чем, апостол Петр от лица всех в недоумении восклицает: «Кто же может спастись?». «Невозможно это человеку, – говорит Господь, – но невозможное человеку возможно Богу». То есть каждый из нас должен очень четко представлять, что спасение не в наших руках. Мы не можем никак сами себя спасти, что бы мы ни делали, как это ни странно. Если мы делаем это собственными своими силами, уповая, что это нам как нечто внешнее может помочь, мы не спасем себя. Спасает нас только Бог.

Невозможное человеку возможно Богу. Поэтому, как законник в евангельском чтении, мы постоянно обращаемся к Богу с одним исключительным по важности вопросом: «Что сотворю, да живот вечный наследую?». Обращаясь к благому Богу, мы просим у Него блага, но ведь благо Господь подает не просто так. Он подает благо только тому, кто понимает, что человеческими силами невозможно стяжать дар благодати Духа Святаго, этой божественной силы, которая нас укрепит и сподвигнет на новые свершения для получения дальнейшего блага. В Евангелии от Иоанна читаем: «И от исполнения Его мы приняли благодать на благодать» (см.: Ин. 1, 16).

В сегодняшний день Святая Церковь предлагает нам евангельское повествование первостепенной важности для определения того, как мы живем, как мы действуем, как мы общаемся с Богом, как мы Его воспринимаем. Евангелие заставляет нас постоянно думать о тех ценностях, сокровищах нашего сердца, которые мы имеем. Если они не совпадают с божественными, если они не вписываются в русло православной веры, мы должны от них избавляться, мы должны их отвергать, стараться сделать так, чтобы они покинули наше сердце, сделали его свободным и Господь вошел туда.

Спаситель предлагает нам очень простой способ стяжать дар благодати и в жизнь вечную войти. Он говорит: «Не убивай, не кради, не лги, чти отца и мать, не прелюбодействуй». Для современного человека это кажется каким-то примитивным ликбезом, и поэтому он эти заповеди чаще всего не исполняет.

А нужно попробовать, нужно обязательно попытаться это сделать. И если мы начнем эти простейшие заповеди исполнять, тогда каждому из нас откроется возможность исполнить другую, самую последнюю, самую нужную, конечную, совершенную заповедь: продать все свое имение, все свое сокровище сердца, которое мешает Божественному входу, взять крест свой и пойти за Господом. А Господь идет не только на Голгофу, но еще и вводит нас в вечную блаженную жизнь. Аминь.