Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

9 декабря 2018 года

Всенощное бдение в храме на Пятницком кладбище

8 декабря в канун Неделе 28-ой по Пятидесятнице, архиепископ Егорьевский Матфей, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством,...

читать далее
8 декабря 2018 года

Богослужение в Лианозове

6 декабря, в день праздника св. блгв. кн. Александра Невского, архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Северо-Восточным Московским...

читать далее
7 декабря 2018 года

Рождественские чтения в РГСУ

6 декабря 2018 года в Российском Государственном Социальном Университете состоялось заседание университетского этапа VI Окружных...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_klimov_bel.jpgПроповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, 21.11.2018  

 Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с праздником в честь святых Архангелов и Ангелов, Собора бесплотных Небесных Сил, во главе которых, по учению Церкви, стоит Архангел Гавриил. Святая Церковь постоянно напоминает человеку о том, что он не одинок в этом мире, что у человека есть Ангел-Хранитель, что ангелы нас окружают. На заре христианства апостол Павел сказал, что ангелы – это духи, посылаемые в помощь человеческому роду для тех, кто желает спасения (ср. Евр. 1, 14). И, конечно, в нашей жизни, хотя мы и не осознаем этого, многое происходит именно при помощи ангелов. Часто бывает, что человек оказывается в затруднительной ситуации, которая кажется настолько безвыходной и неразрешимой, что остается только Богу молиться и просить, чтобы Господь какими-то ведомыми путями помог разрешить ее. И помощь приходит часто незаметно для человека, который отвлекается от проблемы, от того, о чем попросил, но когда он оглядывается назад, то видит, что проблема уже снята. И мы говорим, что это ангелы пекутся о нас, потому что понимают: чтобы спасаться, человеку нужно иметь мирное расположение духа, нужно стараться жить в тихом и безмолвном житии. А если накал жизни, напряжение настолько сильны, что даже невыносимы, оттого что часто сопряжены со злом, скорбью, болезнью, то человеку уже не до молитвы, не до любви к ближним. Именно в этот момент вступаются за человека ангелы и начинают нас благодатью орошать, как будто в самый жаркий зной – прохладой. И тогда мы осознаем, что мы действительно не одиноки. Учение Церкви об ангелах как о сотворенных духах достаточно четко выражено в догматическом учении: ангелы – это бесплотные духи, которые имеют волю. И самое главное, что эта воля направлена постоянно к добру, она вся в любви к Богу. Церковь учит, что ангелы настолько устоялись в делании добра, что они уже не только не хотят, но уже и не могут согрешить. И если мы внимательно всмотримся в учение Церкви о спасении, то увидим, что Церковь и нам желает того же: настолько устояться в делании добра, в послушании воле Божией, чтобы нам не только не хотелось, чтобы мы уже не могли согрешить, как это было у многих святых подвижников благочестия. Конечно, мы согрешаем. И часто приходится на исповеди слышать от одинокого человека, который прожил долгую жизнь, о том, что он не знает, в чем каяться и говорит: «Да я, в общем-то, и не грешу, поскольку живу один, общаться мне не с кем, телевизора у меня нет». Но вся проблема в том, что грехи бывают не только грубо материальные, которые выражаются во вне и бывают очевидны для людей, и нам есть, в чем каяться. Проблема в том, что дьявол подседает не на грубую плоть, а на глубины, на тайники нашего духа, иными словами, подседает на нашей гордости. И исправить ее человеку, находящемуся наедине с собой, представляется практически невозможным. У святых отцов есть удивительное сравнение для такого одинокого человека, который не в состоянии сам себя вывести на чистую воду. Отцы говорят, что душа такого человека уподобляется глубокому колодцу, на дне которого, поскольку туда не достигает солнце, клубками свились змеи, которых никто не трогает, которым там очень хорошо. Но если солнце попадает в зенит и его лучи достигают дна колодца, то там, где было влажно и сыро, вдруг становится жарко и сухо, и эти твари начинают двигаться. Конечно, это страшное сравнение. Именно поэтому Церковь настаивает на том, чтобы человек имел возможность общения с ближними. И Псалмопевец говорит: «что добро или что красно, но еже жити братии вкупе», то есть благо заключается не в том, что ближние тебе помогут, тебя обеспечат, тебе что-то дадут, нет. А в том, что ты, благодаря ближним, узнаешь правду о себе и тогда сможешь очиститься перед Богом, сказать, в чем ты грешен, понять, в каком направлении двигаться для исправления своего. Обратимся к Евангелию, которое также свидетельствует о том, что ангелы постоянно находятся среди нас. Однажды Господь сказал апостолам, заповедуя блюстись от надмения над человеком: Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18, 6). А потом Христос добавляет: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного (Мф. 18, 10). То есть ангелы простых людей находятся в постоянном общении с Господом, в молитве к Богу, предстоят перед Ним. И если они являются Ангелами-Хранителями людей, над которыми мы надмеваемся, находимся в состоянии недовольства, то молитва со стороны Ангелов-Хранителей этих людей о нас может быть не в нашу пользу. Но гордость человека часто сподвигает его на то, чтобы уничижить ближнего, «поставить его на место», засвидетельствовать иногда просто своим видом, что он простец, профан, чужой в храме. Правда, мы умеем креститься, мы умеем молиться, мы знаем обряды. Пришел новый человек в церковь, мало что знает, но ведь он пришел к Богу, чтобы покаяться. И здесь нужно быть предельно внимательным к тому, что происходит перед глазами, не нашими и не этого человека, а перед глазами Божиими. И всячески стараться избавиться от этого горделивого духа, который нашептывает нам, что мы что-то знаем, что-то представляем из себя. И ангелы нам в этом помогают, неслучайно и Господь говорит о тех, кто прост перед Богом. Сегодняшнее Евангелие также повествует нам, что 70 апостолов, посланных Христом на проповедь, с радостью великою возвратились и сказали: «Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем» (см.: Лк. 17, 10). И Христос засвидетельствовал, что это так, потому что дьявол уже низвергнут был пришествием Сына Божия в мир, потерял свою власть и, естественно, его слуги власть потеряли. Но дальше Господь сказал своего рода загадочные слова: «Не радуйтесь о том, что бесы вам повинуются, а радуйтесь о том, что имена ваши написаны в Книге Жизни» (см. Лк. 10, 20). Как эти слова понимать? Почему Господь просит апостолов не радоваться тому, что бесы им повинуются? Потому что та же самая гордость часто сподвигает думать человека, что что-то у него в духовной жизни получается, что-то он из себя представляет, что-то действительно может перед Богом, перед глазами Божиими. А Господь говорит: абсолютно никто ничего не может сделать достойного своими силами. И если уж радоваться тому, что у тебя что-то получается, то исключительно потому, что это свидетельство Божией помощи и благодати. А если Господь помогает, то есть надежда, что спасение для тебя открыто. Иными словами, имя твое вписано в Книгу Жизни и пока его оттуда никто не стер. А стереть его можешь только ты сам своим неразумием, своим непослушанием, своей гордостью, своей злобой. В сегодняшний день мы чествуем Ангельский Собор и Святая Церковь призывает нас с сердечной молитвой обращаться к нему, как можно чаще вспоминать о том, что ангелы с нами, постоянно взирают на нас, желая нам спасения и помогая нам. Они являются великими ходатаями за нас перед Богом, потому что постоянно видят лицо Отца нашего Небесного. С праздником всех вас, дорогие братья и сестры, сегодня мы в прямом смысле слова имеем своих Ангелов-Хранителей, чествуем их, у всех нас сегодня день Ангела. Аминь.