Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

17 октября 2018 года

Паломническая экскурсия для учителей в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру

Паломническая экскурсия для учителей, преподающих предмет Основы Православной культуры, прошла накануне празднования Преставления...

читать далее
17 октября 2018 года

Участники Владыкинского семейного клуба трезвости приняли участие во II конгрессе «Психическое здоровье человека XXI»

В период с 5 по 7 октября в Москве проходил II конгресс «Психическое здоровье человека XXI», в котором приняли участие представители...

читать далее
17 октября 2018 года

Воскресный вечер в Усадьбе Свиблово

21 октября в 16 часов в Усадьбе Свиблово состоится творческий вечер автора-исполнителя духовной лирики и песен под гитару Елены Ивановой «На...


ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_oGKl3.jpg

27 сентября 2018 года, в Неделю 18-ую по Пятидесятнице, протоиерей Георгий Климов произнес проповедь в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 

 

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с двунадесятым церковным праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Сегодня Святая Церковь предлагает нам воспоминание события истории Древней Церкви, истории Византии, когда царицей Еленой был обретен Животворящий Крест Господень и патриархом Иерусалима он был вознесен над этим святым градом.

Конечно, это событие имело и имеет очень символическое, очень важное значение для каждого из нас. Крест, вознесенный над Иерусалимом, явился символом вознесения и над всей вселенной, над всяким человеком. Явился символом того, что спасение, принесенное Богом и Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом, даровано абсолютно каждому человеку. Осеняемые этим крестом, возглашая, как это делали иерусалимляне, «Господи, помилуй!», мы принимаем этот дар и берем на себя ответственность стараться жить так, чтобы этот дар стал нашим даром, чтобы спасение, принесенное для всех, было нашим спасением, иными словами, чтобы мы вошли в блаженную вечность.

И в сегодняшний день по-особому воспринимаются эти наши обещания, данные Господу, которые запечатлелись в таинстве Крещения.

Если мы вслушаемся внимательно в величание праздника, то услышим слова о том, что Господь Своим Крестом нас спас от работы вражией. Святая Церковь свидетельствует, что всякий человек вместо того, чтобы совершать работу Божию, исполняет работу вражию – работает на врага рода человеческого, дьявола. А это значит, что этой работой он зарабатывает себе не вечное блаженное спасение, а нечто противоположное – вечную погибель.

Казалось бы, все понятно, интуитивно человек улавливает этот момент. Но зададимся вопросом: а в чем эта работа вражия заключается? Ведь это не грехи и не грешки, которые мы постоянно делаем и которые лежат на поверхности нашей жизни, это даже не та злоба, которая выплескивается из нас, лишь констатируя тот факт, что мы целиком и полностью находимся в работе вражией.

На заре христианства апостол Петр сказал о том, что «Господь оставил нам образ, да последуем стопам Его» (см.: 1 Пет. 2, 21). А апостол Павел добавил, что нам даровано о Христе не только быть христианами, но и еще страдать точно так же, как Он (см.: Флп. 1, 29-30). Чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к текстам Священного Писания. Откроем Четвероевангелие и посмотрим на отношение Христа к Своей смерти, как Он подходил к тому, что должен был умереть. Иоанн Златоуст неслучайно говорит о Христе: Он родился для того, чтобы умереть.

И мы увидим, как непросто Богочеловеку давалось восприятие и принятие смерти. В самый, наверное, страшный момент Своего служения – на Голгофе – Он молился так: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39). Евангелие от Луки говорит нам о том, что напряжение человеческих сил Богочеловека было таким предельным и колоссальнейшим, что капли пота были как капли крови и даже ангел был послан с небес, чтобы укрепить Его (см.: Лк. 22, 43-44).

Перед тем как взойти на Голгофу, Господь сказал апостолам: Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною (Мф. 26, 38). А в лице апостолов, учеников находимся и мы с вами, поэтому мы должны относить эту просьбу Христа побыть с Ним и к себе.

Во дни Своего общественного служения, когда, казалось бы, еще было очень далеко до Креста, Христос неоднократно говорил о том, для чего Он пришел в мир: Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! (Лк. 12, 49-50).

Люди прославляли Его, часто не имея правильного понимания, кто для иудеев Мессия, это были самаряне или язычники, приходившие из Тира и Сидона. Когда же Господь услышал от апостола Петра правильное исповедование (Ты – Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16, 16), Он впервые, а это был второй год Его общественного служения, открыл апостолам, что Ему надлежит пойти в Иерусалим, там много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, быть поругану и убиту. Апостол Петр отвел Его в сторону и сказал: «Да не будет этого с Тобою, Учитель». И тогда Христос, посмотрев на Петра и прочих учеников, очень жестко и сурово сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божеское, а о том, что человеческое» (см.: Мф. 16, 21-23).

О чем говорят эти слова нашего Господа? О том, что Он и в этот момент постоянно, целенаправленно Себя готовил к тому, что Ему надлежало совершить. Но откроем Евангелие от Луки, где говорится о 12-летнем Отроке Иисусе. Дева Мария потеряла Его после праздника Пасхи, искала три дня, а когда нашла, сказала: Чадо, что Ты сделал с нами? Вот, Твой отец и Я с великой скорбью искали Тебя (Лк. 2, 48). Отрок Иисус ответил: Зачем вам было искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2, 49). То есть исполнять Его святую волю.

По словам некоторых толкователей, эта холодность и суровость тона Господа объясняются тем, что уже в 12 лет Он понимал, что Ему предстоит, и готовил Себя к Голгофе. Подобным образом реагировал Господь во дни Своего общественного служения на предложения людей даже самого близкого круга, выводящие Его за пределы этой колоссальнейшей подготовки. Поэтому эти предложения, понятные и объяснимые с человеческой точки зрения, всячески Им отвергались.

И вот теперь мы говорим о том, что работаем врагу. В каком смысле? В первоочередном смысле это значит, что мы абсолютно не готовимся к тому, что каждому из нас предстоит совершить. Более того, целенаправленно в жизни поступаем так, чтобы то, о чем мы должны думать и чему работать, к чему готовиться, сознательно вывести за пределы нашего мироощущения, чтобы забыться и отвлечься.

Апостол Павел говорит о том, что ему мир распят и он миру (см.: Гал. 6, 14), что он хочет «разрешиться и со Христом быть» (см.: Флп. 1, 23) и что верующий человек призывается стяжать ум Христов (см.: 1 Кор. 2, 16). Что он имеет в виду?

Праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня – это не просто благочестивое воспоминание древней истории, это постоянный призыв Святой Церкви, чтобы мы в своих сердцах и умах, в своей жизни воздвигнули Животворящий Крест. Нам следует постоянно взирать на него и на тот образ, который нам явил Христос, распинаясь на Кресте, и самим готовиться к тому, что каждому из нас предстоит. Абсолютно ни у кого нет никакого другого пути, чтобы войти в блаженную вечность, то есть принять тот дар спасения, который Христос принес нам.

Помощи Божией всем нам, братья и сестры, на этом непростом, но животворящем и спасительном пути. С Праздником всех вас! Храни вас Господь!