Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

21 июня 2018 года

Епископ Иоанн совершил литургию в день празднования собора Ивановских святых

20 июня, в день празднования собора Ивановских святых, епископ Домодедовский Иоанн, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством,...

читать далее
21 июня 2018 года

Божественная литургия в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

19 июня, епископ Домодедовский Иоанн, совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове г. Москвы.               ...

читать далее
21 июня 2018 года

Cостоялось заседание комиссии регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя»

16 июня 2018 года под председательством Управляющего Северо-Восточным Московским викариатством епископа Домодедовского Иоанна состоялось...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_oGKl4.jpgС воскресным днем всех вас, дорогие братья и сестры! 

Святая Церковь традиционно в воскресный день, следующий после праздника Святой Троицы, чествует всех от века благоугодивших Господу святых. Тех, кого мы знаем, кого мы прославляем, и тех, кого мы не знаем, кого никогда мир не узнает, но пред Богом они святы, они угодили Богу своей жизнью. 

И когда мы говорим о том, что Святая Церковь – Столп и Утверждение Истины (1 Тим. 3, 15) – знает тысячи святых, не известных людям, то этим самым мы утверждаем очень важную вещь. Каждый из нас чает спасения, каждый из нас думает о том, чтобы спастись, но зададимся вопросом: можно ли спастись, не став святым? 

Конечно, мы ответим, что только святой может спастись, только тот, кто своим естеством, сердцем в первую очередь соединился с Богом Духом Святым, тот, кто пронизался Божественной благодатью. А это значит, что «святость» и «святые» – это не какие-то абстрактные категории, нас не касающиеся, только иногда имеющие для нас значимость в силу того, что мы должны их прославлять и молиться им, нет. Прославляя святых, мы постоянно должны задумываться о своей святости, как это ни странно звучит, иными словами, о своем спасении.

Вспомним слова святителя Игнатия Брянчанинова, который рассуждает о святости Божеской и о святости человеческой. Святитель пишет о том, что свят только Бог, а святость человеческая – это наименьшая степень греховности в сравнении с прочими людьми. Святые тоже знали за собой грехи, святые тоже исповедовались в своих грехах. Они видели их, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, как песок морской.

А происходило это в силу того, что в свои души, в свои сердца, в умы, в естество они впускали, как солнечный свет, дар Божественной благодати. И она так сильно освещала все внутри их внутреннего мира, что грехи, которые они имели, были видны как на ладони, подобно тому как солнечный луч пробивается в темную комнату сквозь занавески, сквозь окно, стекло и начинает освещать пылинки, которые летают в комнате. Тогда мы понимаем, как на самом деле в доме нечисто, нам есть чем заниматься: надо начать протирать пыль.

Зададимся вопросом: что принципиально отличало святых от нас? Сегодняшнее Евангелие подсказывает нам ответ на этот вопрос, Святая Церковь неслучайно заповедует нам слышать эти слова Господа: Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32-33). Таким образом, отличие святого от обычного человека – это именно возможность мужественного исповедания Христа пред миром, перед людским родом, прелюбодейным и грешным. 

Но, наверное, самое здесь важное – понять, что значит «исповедовать», потому что можно, придя в храм, бить себя в грудь, показывая, какой ты православный, и одеться можно так, чтобы было понятно всем, что ты богомольный человек. Но можно и по-другому поступить человеку в обществе, в семье, перед самим собой – каждый из этих уровней очень важен. А как мы должны поступить?

Если бы мы ходили ежедневно на богослужения в течение минувшей недели и слышали евангельские зачала, которые предлагала Святая Церковь верующим, то мы бы увидели или, лучше сказать, услышали те необходимые заповеди, которые необходимо исполнить человеку, которые и являют в нас возможность исповедования Христа. Может быть, кто-то вчера был на службе и слышал евангельские заповеди из Нагорной проповеди Господа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, молитесь за ненавидящих вас, давайте в долг, ничего не ожидая взамен» (см.: Мф. 5, 44). Вот это и есть исповедание Господа нашего Иисуса Христа перед внешним миром. 

А кто из нас может похвалиться исполнением этих заповедей? Ведь когда мы слышим слова Христа «любите врагов ваших, молитесь за ненавидящих вас, прославляйте проклинающих вас», мы сразу думаем: это сказано не для меня, это для святых, для тех, кто, может быть, в монастыре подвизается, но мне-то это сейчас не под силу! И начинаются вечные извинения, вечные оправдания человека: я не могу, не готов, не для меня это. Но если я говорю так, что мне остается? Как я тогда буду исповедовать Господа в мире сем, прелюбодейном и грешном, если Его заповеди исполнять не буду?

А если я нахожусь в семье, то здесь как быть? Господь говорит: «Тот, кто любит Меня меньше, чем свою жену или детей, матерь и отца, не достоин Меня» (см.: Мф. 10, 37-38). Конечно, Христос здесь имеет в виду эгоистические наклонности, пристрастия людские, которые могут быть раскрыты только в семейном узком кругу. Человек в семье часто занимается тем, чем ему хочется, творит только свою волю и больше ничью – ни Божию, ни людскую, никакую, какая уж тут исповедь Иисуса Христа перед миром!

А посмотрим на наш внутренний мир: срасти, грехи. Все мы знаем, что Господь говорит: «Не убей, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй, не делай ничего злого» (см.: Мф. 19, 18-19). Где же это в нашей жизни? Когда мы постоянно извиняем себя и уходим от исполнения этих заповедей, мы не исповедуем Христа. Мы стыдимся Его исповедовать в роде сем, прелюбодейном и грешном, и первыми в этом роде являемся мы сами. 

И поэтому, когда мы говорим о святости и о спасении, мы должны понимать, что сами призваны к этому непосредственно, мы призываемся стараться на всех, можно сказать, фронтах действовать исключительно так, как просит нас Господь. Да, конечно, это непросто, это очень тяжело, потому что наш ветхозаветный человек постоянно противится всему этому. Но Господь именно поэтому и добавляет: «Тот, кто не берет своего креста и не идет вслед за Мной, тот не достоин Меня» (см.: Мф. 10, 38). 

Однако в нашем понимании часто бывает так, что мы не отдаем себе отчета, что такое крест. Мы думаем: ну взял я его, понес, потерпел, потом куда-то поставил, дальше пошел, опять поднял. Нет, Господь говорит: «Тот, кто не берет креста и не идет за Мною». А куда несет Господь крест? На Голгофу. А для чего? Чтобы быть вознесенным на него и распятым. Вот к чему нас призывает Господь. 

И вот это терпение своей самости окаянной, своего самолюбия, своего нежелания исполнять волю Божию, конечно, и есть наше несение креста, исшествие вслед за Господом. Но по мере того как человек самоотверженно начинает резать себя по живому, своего ветхозаветного человека закалать, Господь начинает являть этому человеку дар благодати, которая утешает и начинает преображать его ум и сердце. И человек как будто из темного затхлого помещения вырывается на свежий воздух, очищаются его чувства зрения, обоняния, осязания, наконец-то он понимает, как хорош Божий мир. И человек думает: где же я до этого находился, что же я там делал, зачем я, самое главное, потратил столько времени на то, чтобы удовлетворить свою греховную, злую, ведущую в погибель волю?  

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, сердечно поздравляем всех вас с этим великим праздником. Неслучайно мы поздравляем друг друга с именинами: все мы именинники, поскольку носим имена святых. В честь праздника пусть каждый, придя домой, не поленится открыть житие своего святого, посмотреть, каким подвигом он перед Господом прославился, и попробует подражать ему хотя бы на внутреннем уровне, глубинном, а может быть, на семейном или общественном уровнях. И мы увидим, что это очень несложно, если только у нас есть намерение и есть страх Божий, страх о том, что мы не спасемся и всуе будет все то, что мы делаем. 

Аминь.

Протоиерей Георгий Климов, храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще.

03.06.2018 г.