Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

21 июня 2018 года

Епископ Иоанн совершил литургию в день празднования собора Ивановских святых

20 июня, в день празднования собора Ивановских святых, епископ Домодедовский Иоанн, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством,...

читать далее
21 июня 2018 года

Божественная литургия в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

19 июня, епископ Домодедовский Иоанн, совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове г. Москвы.               ...

читать далее
21 июня 2018 года

Cостоялось заседание комиссии регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя»

16 июня 2018 года под председательством Управляющего Северо-Восточным Московским викариатством епископа Домодедовского Иоанна состоялось...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_oGKl4.jpgВсех вас, дорогие братья и сестры, сердечно благодарим за соборную молитву в сегодняшний день Троицкой родительской субботы.

Святая Церковь неслучайно накануне праздника Святой Троицы устанавливает день, когда мы приходим вспоминать всех тех, кто нам был близок и дорог, всех тех, кто послужил в определенное время орудием для того, чтобы Господь и нас вызвал из небытия.

Сегодняшним днем Святая Церковь свидетельствует, что Бог Дух Святой, ниспосылаемый Богом Отцом через Сына Божия на человечество, приходит и соединяется вновь с человеческим естеством. Но мы должны знать, что Бог Дух Святой приходит не только на землю, не только для живущих людей ниспосылается, нет. Церковь свидетельствует о важной истине: именно те, кто уже переступили порог вечности, разлучились со своею плотью, тоже соединяются с Богом Духом Святым.

И это, пожалуй, самое страшное и самое главное: мы понимаем, что Бог Дух Святой не может прийти ко всякому, не может всякого человека сотворить Себе в храм. Мы знаем, что на заре человечества Дух Божий оставляет Адама и Еву, потом покидает людей во время потопа Ноева с такими словами: «Человек стал плотью, и поэтому Я уже не буду, не могу пребывать в нем» (ср. Быт. 6, 3).

Наверное, это самое главное, что нам хочет сказать Святая Церковь: человек не должен быть только плотью, жить только земными, плотскими интересами. Человек должен иметь сердце горѐ, возвышать постоянно свой ум, свою мысль к Богу, чтобы быть носителем образа Божиего. А если этого нет, то тогда, как бы ни хотелось человеку, он не сможет соединиться с Богом. Много это или мало? Если мы говорим, что Бог есть Жизнь и Источник Жизни, это значит, что соединение с Богом и есть вечная блаженная Жизнь. Кто не хочет жить? А кто не хочет вечно жить? А кто не хочет вечно жить и блаженствовать? Конечно, этого жаждет всякий, ради этого и создан человек. Но ведь все в наших руках. 

Однако посмотрим на то, как мы проводим время, данное нам, драгоценнейшее время, которое нельзя купить. Оно дается нам даром от Бога именно как возможность реализовать то, что мы называем Спасением. Если мы задумаемся над этим, то нам невольно станет жутковато, потому что абсолютно ничего из того, что мы должны делать для стяжания Спасения, мы не делаем. 

Мы вспоминаем всех тех, ради кого пришли сегодня в храм, и свидетельствуем о том, что они жили, были нормальными простыми людьми. Но одновременно мы осознаем, что не все в них было связано с праведностью, святостью, духовностью, церковностью, были и противоположные качества. Как быть с этим?

Святая Церковь неслучайно призывает нас на молитву, потому что учение о Спасении зиждется на очень важном положении о том, что Бог наш есть Милосердие. Он приходит и спасает человека не по заслугам, не по праведности человеческой, а именно потому, что любит и хочет, чтобы человек, которого Он создал для вечной блаженной жизни, имел ее. Вслушаемся в молитвы на заупокойных службах: Святая Церковь постоянно акцентирует наше внимание на милосердии Божием. Мы призываем Божественное милосердие: помилуй рабов своих! И в этом, по сути дела, заключается великое чудо Православия: оно апеллирует не к праведности, не к справедливости, не к законности, оно все буквально пронизано, как светом, учением об уповании на это милосердие Божие. 

Но как открыть человеку веру в то, что Бог есть Милосердие? Мы знаем из жизненного опыта, что нужно с тем или иным человеком очень близко познакомиться, чтобы сказать, какой человек злой, а какой – добрый. Вот этот человек какой-то темный и мутный, а вот этот – светлый и приятный. И мы знаем, что человеческое милосердие часто открывается через мелочи. Но когда она мелочь ведет за собой другую, а человек, оказывающий нам милосердие, не просит ничего взамен, вот тогда мы открываем для себя милосердие. Но открываем его не через констатацию фактов, наше сердце сподвигается к такому человеку, и мы ловим себя на мысли, что мы любим этого человека, он приятен нам. 

Нечто подобное должно произойти и в духовной жизни. Человек отрывает для себя Бога через те Его действия, которые совершаются вокруг человека и в нем самом. И человек вдруг открывает для себя очень важную вещь: Бог его, оказывается, любит. Но любит не потому, что он что-то делает хорошее. Ведь человек знает о себе, что он грешный перед Богом и людьми. Но милует его Господь, терпит его Господь. Тогда у человека и появляется вера в милосердие. 

С одной стороны, участвуя в заупокойных богослужениях, приходя в храм, вспоминая свою жизнь и тех, за кого молимся, мы констатируем то, что мало было доброго в нашей жизни. А с другой стороны, мы вспоминаем все то, что совершил для нас пришедший во плоти Бог, мы обращаемся к Нему и говорим самое главное слово: помилуй нас! 

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, мы призываемся помнить о самом главном даре, который приносит Сын Божий человечеству, – это возможность войти в вечную блаженную жизнь. Но мы не можем в нее войти такими, какие мы есть. Никто в нее не войдет, если с Богом Духом Святым не соединится. И мы молимся о том, чтобы Бог Дух Святой посетил тех, за кого мы молимся, чтобы Он пришел в нашу жизнь, чтобы единение, к которому часто Святая Церковь призывает нас, оно действительно было. 

Завтра, в день Святой Троицы, мы будем вспоминать Книгу деяний, в которой говорится о том, что, когда апостолы были все едины, все вместе, Бог Дух Святой пришел и сошел на них (см.: Деян. 2, 1-11). И это вот единение и единство является, по объяснению учителей церкви, самым главным условием, чтобы был Дух Святой среди этих людей. И мы должны понимать, что если нет в нашей жизни единства в Церкви, если нет единства в семье, то не будет там Духа Святаго. А если не будет Духа, ничего не будет – ни радости, ни света, ни любви, ни добра. 

Поэтому всем вам, дорогие братья и сестры, и себе, конечно, желаем, чтобы вот это чувство единения, стремление к единению именно через церковную службу, которую совершает Святая Церковь, присутствовали в нашей жизни, чтобы не тщетными и не суесловными были наши молитвы о том, чтобы Дух Святой приходил и вселялся в нас, чтобы наша молитва об упокоении усопших сродников действительно достигала небес.

Сегодня Святая Церковь вспоминает абсолютно всех тех, кто от века почил, но подвизался в вере и в надежде воскресения. Это значит, что Святая Церковь помнит абсолютно всех, никого не забыла и, самое главное, исповедует истину о том, что рано или поздно все эти люди, будучи воскрешены, станут пред Господом на суд и многие получат возможность войти в вечную блаженную жизнь. Иногда появляется вопрос у верующего человека: как такое может быть? Возможно ли это? Да, у Бога все возможно. 

Но, пожалуй, самое важное для каждого из нас – это стремление, желание быть с Богом, чувство, что Он рядом. Именно это дает нам надежду на спасение. Если чувство того, что Бога с тобой нет, появляется в жизни человека, нужно сделать все, чтобы оно исчезло, как дым, растворилось через исповедь, через покаяние, через участие в церковных Таинствах и богослужениях. 

Один подвижник благочестия сказал, что смерть – это только страх Божий и больше ничего. Нужно бояться Бога. Отсутствие страха Божиего – это одна из серьезных проблем в жизни современных верующих людей. Разные добродетели в жизни человека есть, а вот страха Божиего – нет. А именно от него рождается истинная любовь и истинное спасение. 

Аминь.

Проповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, 

26.05.2018 г.