Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

21 июня 2018 года

Епископ Иоанн совершил литургию в день празднования собора Ивановских святых

20 июня, в день празднования собора Ивановских святых, епископ Домодедовский Иоанн, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством,...

читать далее
21 июня 2018 года

Божественная литургия в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

19 июня, епископ Домодедовский Иоанн, совершил Божественную литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове г. Москвы.               ...

читать далее
21 июня 2018 года

Cостоялось заседание комиссии регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя»

16 июня 2018 года под председательством Управляющего Северо-Восточным Московским викариатством епископа Домодедовского Иоанна состоялось...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_Gutorov.jpgВо имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, едиными усты и единым сердцем воспели, прославляя Вознесшегося на небо Христа Спасителя. Вся полнота святого Православия чтит, величает и прославляет это величайшее событие, празднуемое всем православным миром. Сегодня мы с вами дважды слышали из уст свидетеля и самовидца об этом удивительном событии. И в апостольском чтении, и в Евангельском Благовестии один и тот же человек нам говорил и свидетельствовал об этом удивительном событии Вознесения на небо Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Святой евангелист Лука свидетельствует о том, что собственными очами взирая, видел возносящегося Господа на небо, испытал ту радость, то ликование, то торжество, которое испытали все ученики Христовы и апостолы. Торжество, радость и ликование, которому и мы с вами, дорогие братья и сестры, сопричастны и способны тоже восприять в свое сердце. Ибо этим удививительным событием – Вознесением нашего Господа с плотию человеческой, восприятою Им от Пречистой и Преблагословенной Богородицы, Господь, восходя на небо, освящает человеческое естество и, отверзая небеса, всем нам уготовляет обители небесные. Если до пришествия в мир Христа Спасителя, до Его крестных страданий и смерти, до Его тридневного Воскресения и Вознесения на небо, и сидения одесную Бога и Отца всё человечество было пленено грехом и властью тьмы, то Господь разрушает оковы смертные и соделывает всех нас причастниками вечной жизни и вечной радости. 

Сегодня, как об этом уже было сказано, евангелист Лука повествует и благовествует о том, как это событие происходило. Господь возводит Своих учеников на Елеонскую гору, и там на их глазах Он восходит на небо. Ангелы Божии сопутствуют Христу Спасителю в этом небошественном пути. А прежде чем Господу взойти на небо, Он, прощаясь с учениками, говорит им о том, чтобы они все находились в Иерусалиме. Некоторые из них еще в силу человеческого мышления говорят: Не в сие ли время Ты уготовляешь царство Израилю? – поскольку (как мы нередко это вспоминали) в них было очень живо то национальное превосходство, которое они выражали при всяком удобном случае. Они считали, что Мессия только для того и должен был прийти, чтобы воцарить этот народ во главе всех прочих языков, прочих народов и восстановить царство Израиля. Господь, как бы пресекая их, говорит: Не ваше дело рассуждать о временах и сроках. Оставайтесь в граде Иерусалиме и ждите обетованного Утешителя Духа Истины, Того, Который снизойдет и освятит вас. 

Это дивное обетование исполняет ликованием сердца учеников Христовых, и после этих слов Господь на глазах у учеников Своих и прочих, кто сподобился этого дивного лицезрения, стал возноситься на небо, благословляя их. С одной стороны, они прощаются с Господом в пределах земной юдоли, они уже Господа никогда не увидят, но вместе с тем их сердце наполняется радостью и ликованием, как об этом тоже свидетельствует сегодняшний тайнозритель святой апостол и евангелист Лука. Ибо они, - говорит он, - исполнились радости великой, возвращаясь в Иерусалим. Эту радость Господь дарует всем нам, дорогие братья и сестры. 

Есть у святителя Иоанна Златоуста совершенно изумительное рассуждение, он говорит так: Я знаю некого человека, причём не понаслышке знаю, а знаю лицом к лицу, и он мне сам, ради высокой своей духовной жизни, рассказывал о том, что он видел. Предстоя престолу благодати, находясь в служении Божественной Литургии, очами веры, очами духа, – и здесь Златоуст еще более усиливает свою мысль, подчеркивая, что он бесконечно верит этому человеку, ибо знает высоту его духовной жизни, - так вот, этот человек, этот священник, стоявший у престола, он видел Ангелов Божиих, которые, приникнув своими главами, взирали на происходящее священнодействие в Алтаре. 

Заметьте, не Ангелы совершают Божественную Литургию, а человеки, подобострастные нам. 

И еще один пример приводит Златоуст в той же беседе, говоря, что еще от одного человека, чей духовный авторитет не вызывает у него ни малейшего сомнения, он слышал, что если христианин с чистою совестью сподобился причастия святых Христовых Таин накануне своей смерти, его на небо, минуя мытарства, сопровождают Ангелы ради величия и святости Пречистых Таин Христовых. 

Дорогие братья и сестры, мы видим, какой величайшей благодати, какого величайшего дерзновения исполнен каждый из нас, каждый человек. Потому что Господь нам дает в преизбытке эту славу, чтобы войти на небо вслед за Ним. Апостол Павел в одном из своих Посланий, а именно в 1 послании к Коринфянам в 15 главе, замечательные слова говорит о том, что плоть и кровь Царства Божия не наследуют, и поэтому воскресение Христа – это не есть возвращение Господа к прежней земной жизни. Это есть обновленное естество, и когда каждый из нас после своей физической смерти будет воскрешен Господом, а это неминуемо для каждого из нас в отдельности и для всего человечества в целом - то это будет уже преображенная плоть. Не грубая материя, которая сейчас нам с вами свойственна, чувственная, страстная, подобострастная греху, а обновленная и уготованная нам для вечной жизни. 

Этот величайший дар Христов Господь нам дарствует через ту благодать, которую каждый из нас приемлет, причащаясь святых Христовых Таин. Причащаясь Пречистых Таин Христовых, мы через них соделываемся наследниками вечной жизни, небошественниками и наследниками вечной радости с Господом. 

И при этом, продолжает свою мысль Златоуст, какое сердце должен при этом иметь тот, кто совершает эти величайшее священнодействие, какую чистоту своих помыслов, какие чистые руки он должен иметь, преподавая верным Пречистые Тайны Христовы. И какие, в свою очередь, паства возлюбленная, должна иметь и ум, и сердце, и уста, чтобы дерзать приступать к Пречистым Тайнам Христовым. Но если мы это делаем с чистою совестью, по мысли того же Златоуста, то мы становимся с вами причастниками вечной радости и удел, который сегодня мы с вами торжествуем и празднуем, прославляя Возносящегося на небо Христа Спасителя, это удел каждого христианина – быть восшествующим на небо вслед за Господом. 

Сподоби, Господи, всех нас этого неизреченного дара, чтобы ни один из нас не утратил его. И как мы должны быть осторожны в своей жизни, – снова говорит  нам Златоуст, – как мы должны блюсти себя, потому что многие, говорит он, погибли подобно тому кормчему корабля, который провел судно через штормы, моря, через всевозможные треволнения и обуревания, и уже приблизился к пристани и в пристани потерпел крушение. Т. е. всё преодолел: бури, штормы, ветры, а, приблизившись к гавани, вдруг что-то неправильное сделал, и корабль потонул. Как это горько, обидно и страшно. 

Все мы с вами проходим через житейское море, преодолевая те или иные жизненные трудности, невзгоды и скорби. И какие-то наши нелепые, абсолютно никому не нужные пристрастия, пороки могут уже при приближении к этой дивной небесной гавани погубить всё то делание, которые мы с вами творим. Посему, блюдите, говорит апостол Павел, како опасно ходите. Мы должны всегда помнить, что враг, подобно льву рыкающему, ищет каждого из нас поглотить. И чтобы не стать снедью его, врага рода человеческого, будем трезвиться на всякий день, на всякий час своей жизни, помня о том, каковых благоуветливых чаяний каждый из нас ожидает от Господа. 

Сподоби, Господи, всем нам сегодня причастившимся Пречистых Таин Христовых и всем нам, дерзающих приближаться к этому цельбоносному, приснотекущему благодатью Христовою источнику, всегда быть не в суд и осуждение причащающимися, но во исцеление души и тела, а через это в наследие вечной жизни и Царствия Небесного. Аминь.

протоиерей Георгий Гуторов

17.05.2018 г.