Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

21 мая 2018 года

Божественная литургия в храме Живоначальной Троицы в Усадьбе Свиблово

20 мая епископ Домодедовский Иоанн, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством совершил Божественную литургию в храме...

читать далее
21 мая 2018 года

Благотворительная ярмарка «Белый цветок» в день 150-летия со дня рождения святого царя Николая II

19 мая 2018 года, в день 150-летия со дня рождения святого царя-страстотерпца Николая II, в Северо-Восточном викариатстве города Москвы при...

читать далее
20 мая 2018 года

Всенощное бдение в Храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

19 мая, в канун 7-й Недели по Пасхе, святых отцев Первого Вселенского Собора, епископ Домодедовский Иоанн, Управляющий Северо-Восточным...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_klimov.jpgХристос Воскресе!

В сегодняшний день Святая Церковь постановила праздновать день Антипасхи. Слово «Антипасха» дословно переводится «вместо Пасхи». Мы знаем, что праздник Пасхи – это не один день, а целых восемь, это нескончаемый праздник ликования, света, добра, лучезарного неба. И чтобы отразить этот момент единого великого праздника, Святая Церковь сегодняшний день именует Антипасхой. 

Этот день почитается особым образом в Церкви как один из великих праздников, и у него есть свое величание. Икона Воскресения Христова, по традиции лежащая в центре храма, например та, которая сейчас находится перед нашими глазами, отображает то, что поется в тропаре празднику: Господь выходит из гроба и освобождает всех тех праведников, которые от века находились в аду. 

Но неслучайно Святая Церковь соединяет с днем Антипасхи память апостола Фомы: он чествуется нами как всехвальный апостол, который проповедовал, по слову Христа, да края земли, дошел до Индии. Людям, населявшим те регионы, он принес благую весть о Христе, просветил очень многих и мученически закончил свою жизнь.

Но у верующего человека может появиться вопрос: апостол Фома проявляет неверие, за что же его почитает Святая Церковь, разве это добродетель? Не так просто дать ответ на этот вопрос. Действительно, в евангельском тексте написано, что апостол Фома, придя на встречу с учениками, не застав явление Господа, от собратьев-апостолов слышит о воскресении Христа. Представьте, 10 человек ему говорят, что видели воскресшего Господа. Свидетельством этому было то, что Христос явился за закрытыми дверями, дал апостолам обетование и уже наделил их особой властью Духа Святаго разуметь Писания. 

И вот, апостолы говорят Фоме о том, что Господь воскрес, но он сомневается. Если нам 10 человек скажут о чем-то, да какое там, пятеро или четверо скажут, даже двое засвидетельствуют о том, что видели, мы с великой радостью в это верим и принимаем это, потому что нам хочется. Неужели апостолу Фоме не хотелось, чтобы Христос воскрес? Почему же он не поверил? 

И здесь есть объяснение причин, почему было так. Во-первых, внешнее свидетельство апостолов о воскресении Христа было для Фомы неудовлетворительно. Наверное, потому, что интуитивно он понимал: если бы для них воскрес Христос, они бы себя так не вели. Не сидели бы за закрытыми дверями, не дрожали бы, как зайцы, из-за того, что боялись иудеев, которые могли прийти и их уничтожить. Как-то по-другому это великое событие должно было выразиться в их жизни. 

Во-вторых, апостол Фома в отличие от других учеников был очень чуток ко всему, что совершал Господь. Один из немногих, он улавливал и понимал, что говорил Христос. Об этом свидетельствует евангельское повествование о воскрешении Лазаря. Господь сказал: «Пойду воскрешу Лазаря, потому что он умер». Только один апостол Фома ответил: «Пойдем и мы, Господи, и умрем там вместе с Тобой» (см: Ин. 11, 14-17). В отличие от прочих он понимал, чем это грозит и Христу, и апостолам.

Что же получается, апостол Фома не хотел, чтобы воскрес Христос? Конечно, хотел. Но для Фомы воскресение Христа значило гораздо больше, чем для других. Апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, тщетна вера наша» (см.: 1 Кор. 15, 14). 

Какой догмат православного вероучения является главным? Когда задаешь этот вопрос, обычно отвечают так: догмат о Святой Троице, догмат о Боговоплощении, догмат о Двух Природах при Единственной Ипостаси Господа Иисуса Христа. Ничего подобного! Самым главным является догмат о Спасении – то, что спасение принесено человеку, двери рая открыты для человека. И зависит только от человека, войдет он в него или нет. 

И вот, для апостола Фомы воскресение Христово значило именно это: если воскрес Христос, любимый Учитель, Сама воплотившаяся Любовь, значит, спасение совершено, Евангелие в действии. Это значит, что смысл жизни человеческой оправдан. Ведь кто не хочет жить? А кто не хочет жить вечно? А кто не хочет жить вечно и еще блаженствовать при этом? Так рассуждал апостол Фома, который понимал: если вдруг ему или апостолам все показалось, то это очень страшное недоразумение. А если действительно воскрес Христос, то тогда неизреченная радость охватывает человека.  

И некоторые толкователи считают, что Фома проявляет свое неверие именно из-за этой неизреченной радости, которая начинает открываться в его сердце, начинает восходить, как солнце утром. Царство Божие, пришедшее в силе, начинает охватывать Фому, и он, перестраховываясь многократно, говорит то, что говорит: «Не поверю до тех пор, пока не вложу мои пальцы в ребра и в язвы Его гвоздиные» (см.: Ин. 20, 25). Но Господь как Всеведущий Бог является через восемь дней апостолам вместе с Фомой и свидетельствует о том, что даже в Свое отсутствие Он знает чаяния Фомы, сердечное движение его. И предлагает ученику: «Принеси свои пальцы и вложи в мои ребра, потрогай мои язвы» (см: Ин. 20, 27).

Евангелие не говорит, что Фома сделал это. Хотя мы знаем, что есть много шедевров мировой культуры, которые отображают этот момент. Но евангелисты не пишут об этом и, может быть, правильно делают, потому что для апостола Фомы это было уже ненужно, потому что свидетельство, которое дал ему Господь, было исчерпывающим. И тогда Фома просто говорит: Господь мой и Бог мой (Ин. 20, 28), – вот, пожалуй, самое важное свидетельство Евангелия, которое мы имеем о Божестве нашего Господа, одно из самых главных. 

И неслучайно повествование о Фоме апостол Иоанн заканчивает словами: «Сие все писано быша, чтобы вы веровали в то, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя в это, имели жизнь вечную» (см.: Ин. 20, 31). Вот цель написания Евангелия. 

Что же важное для нас открывается в сегодняшний праздник? Конечно, мы очень часто сетуем на то, что ближние, окружающие нас, не хотят верить нашему свидетельству о воскресении. Часто это бывают наши мужья или жены, нередко наши дети, которые не принимают нашего свидетельства. Почему так? Да очень просто: они ведут себя подобно апостолу Фоме, вспомним, как он реагировал на свидетельство трусливых апостолов. То же самое бывает и в нашей жизни. 

Например, не хочет ребенок идти в храм, не верит в воскресение Христово, мы видим, что жизнью он протестует против этого. А причина очень простая: его близкие ведут себя по жизни так, как будто Христос не воскрес и не собирается воскресать в их жизни – мамы или папы, мужа или жены. Потому что, если бы Господь воскрес для мамы или папы, не был бы человек таким озлобленным, раздражительным, ленивым, трусливым и так далее. В этом часто кроется причина наших жизненных неудач. Сами-то мы верим, что воскрес Господь? 

Неизреченная радость, которая открывается нам в сегодняшний день, – это тоже важнейшее свидетельство того, что апостол Фома любил Христа, ведь мы можем радоваться исключительно о том, кого мы любим. Если же нам дела нет до того, о ком идет речь, какая нам радость? Она нам не нужна, нам все равно. Это самое страшное, что может быть в жизни верующего человека, – когда ему становится все равно, воскрес Христос или не воскрес. Человеку нужно что-то другое от воскресшего Христа, но при чем здесь Воскресение? 

Последнее, о чем нам говорит сегодня Евангелие, это слова Христа, обращенные к апостолу Фоме: «Ты видел меня и веруешь, но блаженны невидевшие и уверовавшие» (см: Ин. 20, 29). А это значит, что Христос в лице тех других, кто не видел Светлого Христова Воскресения, но исповедовал веру в него своей жизнью, обращается ко всем нам. 

И часто бывает, что верующий человек ставит вопрос ребром, как бы торгуясь с Самим Богом, говоря: «Господи, если Ты явишься мне воскресшим или покажешь какое-то чудо, свидетельствуя о воскресении, я буду верить». Или, наоборот, человек, сгибаемый трудностями жизни, не находит в себе сил, чтобы исповедовать веру в Господа своего. Но к нам обращается Христос: «Блаженны невидевшие и уверовавшие». То есть когда ты не чувствуешь Христа, не видишь, но верой делаешь то, что Он тебе говорит, ты совершаешь подвиг, который Он и просит тебя совершить. Ты не видишь Его, но исповедуешь и поэтому получаешь блаженство.

Блаженство не только там,  в далекой блаженной вечности, как нам кажется, а уже и здесь. Потому что сердце твое преображается, становится из каменного – плотяным, из темного – светлым. Иными словами, оно из гроба превращается в светлейший чертог, в котором начинает почивать воскресший Христос, Который преображает наш ум, заставляет нас жить совсем по-другому. И, может быть, внешне не меняются наши действия, но взгляд, но голос, но обращение к нашим ближним уже свидетельствуют для них о том, что воскрес Господь.

Хочется пожелать, дорогие братья и сестры, чтобы наша жизнь была наполнена такими взглядами, такими словами, такими действиями, которые были бы исключительно выражением нашего внутреннего, сердечного убеждения о том, что Христос Воскресе!

Воистину Воскресе! Аминь.

 

Проповедь протоиерея Георгия Климова, произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще.

15.04.2018