Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

19 июля 2018 года

Богослужение в день памяти прп. Сергия Радонежского в храме на Миусском кладбище

18 июля 2018 года, в праздник обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, 100-летие мученической кончины великой княгини Елисаветы...

читать далее
19 июля 2018 года

Анатолий Торкунов: Храм при МГИМО объединяет преподавателей и студентов

Гостем авторской программы председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойды «Парсуна» стал ректор...

читать далее
17 июля 2018 года

В. И. Ресин совершил объезд строительных площадок храмов СВАО

В субботу 14 июля В. И. Ресин, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве, совершил объезд строительных площадок храмов в...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_Gutorov1.JPGВо имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Сегодняшнее евангельское чтение, предложенное сему освященному собору, весьма многообразно, многогранно и по-особенному исполнено разностороннего и глубочайшего содержания и смысла. Сегодня, мы с вами, дорогие братья и сестры, слышали об исцелении Господом нашим и Спасителем Иисусом Христом парализованной женщины, которая в силу одолевшего её недуга не способна была даже обратить свой взор к небу, она могла лишь передвигаться, приклонившись глубоко вниз к земле. Именно эта несчастная женщина попала пред взоры Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа, Который пришёл в день субботний в синагогу, в это училище благочестия, где читалось и толковалось Священное Писание. Увидев несчастную, скрюченную, искорёженную женщину, Господь умилосердившись над ней, простёр Свою Божественную десницу и даровал ей исцеление.

Сербский святитель Николай (Велимирович), проповедник и удивительный вития, которого называют Златоустом нашего времени, рассуждая на эту тему, сказал следующее: это евангельское повествование посрамляет всех материалистов вместе взятых, потому что они учат тому, что миллионы лет потребовалось для того, чтобы простейшее существо, возрастая, совершенствуясь, эволюционируя, превратилось в того, кто сегодня является человеком, здесь же, в этом евангельском повествовании, продолжает святой Николай Сербский, Господь в мгновение ока делает то, чему приписывают миллионы лет эволюции материалисты, потому что Господь лишь словом Своим единым повелевает этой искорёженной, парализованной женщине, не могущей даже посмотреть на небо, выпрямиться. Распрямляясь, она видит лицом к лицу Того, Кто даровал ей это исцеление. Это событие ставится во главу угла сегодняшнего воскресного дня, но оно отнюдь не ограничивается тем, о чём мы только что с вами слышали, поскольку это Евангелие имеет своё продолжение и через это наполняется ещё более замечательным содержанием и смыслом.

Казалось бы, ничего кроме благодарности, ликования, душевного и духовного восторга не могло бы вызвать это необыкновенное чудо, которое Господь и Спаситель наш совершил перед глазами многих и многих людей. И, казалось бы, невозможно не признать очевидного, но находятся те, которые, не то, чтобы не признают этого чуда, но во главу ставят более, как им кажется, важные принципы, которые даже выходят за рамки человеколюбия Божия. Начальник синагоги начинает роптать, гневаться и негодовать по поводу того, что только что произошло. Он, как человек трусливый, не может высказать свое возмущение в глаза Христу, и тогда он начинает пробуждать общественное мнение, достаточно ловкий и вполне узнаваемый пример и в наши дни. Он обращается ко всем окружающим, пытаясь вселить своё собственное возмущение в сердца и умы находящихся в этом месте людей. Он говорит, что есть шесть дней, в которые должно приходить и получать исцеление, а сегодня день субботний, поэтому не должно никакой работы творить. Какое чудовищное, гнусное, я бы даже сказал, лицемерие! Неслучайно Господь в обращении к нему так и называет его – лицемер. Обратите внимание, если этот архисинагог боится взглянуть в глаза Христа и сказать Ему во всеуслышание то, что он имеет против Него, то Господь отнюдь не страшится этого человека и ему прямо в лицо говорит: Лицемер, неужели каждый из вас, имея вола или овцу, в субботу не развязывает его и не ведёт к водопою, чтобы утолить жажду бессловесного животного, эту же женщину, сатана связал, и в течение 18 лет держал связанной в этом скорченном, скрюченном, обезображенном состоянии, не надлежало ли Мне её развязать и дать ей исцеление?

Мы видим удивительное чудо, которое происходит на глазах у этих людей, которые были в это время в синагоге, и вместе с тем – это обличение, которое Господь обращает в адрес начальника этой синагоги. Если вы помните, несколько недель назад мы с вами говорили о воскрешении дочери Иаира и о сопутствующем этому событию чуде исцеления кровоточивой женщины, в течение 12 лет находящейся под властью своего недуга. Я тогда обратил ваше внимание на сегодняшнее евангельское повествование, что, быть может, Иаир мало чем отличался от сегодняшнего своего собрата. Он наверняка также был законником, книжником и отцеживал комара, поглощая при этом верблюда, но вместе с тем, когда его самого коснулось горе, неподдельное, неискусственное, а самое страшное, которое только можно себе представить, – смертельная болезнь собственного ребёнка и следующая за этой болезнью смерть дочери, вот тогда он смог наверняка очнуться от всех предубеждений, условностей и того мелочного, придирчивого законничества, которым отличались все эти люди, потому и называвшиеся законниками. Подобная ситуация происходит и здесь, только сердце сегодняшнего законника нисколько не сокрушается от того, что он видит несчастную и болезнующую женщину, ему и дела до неё нет, он является ревнителем и поборником закона, и поэтому для него мало что означает человеколюбие Христа. Более того, для него ровным счётом не значит даже то, что Господь, являя сегодняшнее чудо, исцеляет эту парализованную женщину, это его абсолютно не трогает и не заботит, он заботится лишь о букве закона. Апостол Павел в одном из своих Посланий говорит о том, что буква убивает, а дух животворит. И мы с вами, дорогие братья и сестры, тоже можем быть рабами мёртвой буквы, вроде бы буквы правильной, вовремя и в нужное время произнесённой, но если это делается вопреки человеколюбию и состраданию, невзирая на немощь, болезнь, скорбь человеческую, тогда грош цена всему нашему законничеству, этому мнимому, внешнему, поистине фарисейскому лишь исполнению закона.

Я уже как-то цитировал несколько раз слова одного замечательного священника, который по этому поводу рассуждал так: вот, говорит, иду в храм, захожу, стоит возле храма вся в чёрное одетая, до пят юбка, платок, нахлобученный до самого носа, чётками мотает так, как будто лассо закинуть хочет, к ней и подойти невозможно, злая, как собака, но при этом молитву творит. Это лицемерие. Она творит правило, она творит Иисусову молитву, понимаете, внешне – просто придраться не к чему, но нет самого главного – любви как плода этой молитвы.

Или, рассказывает тот же самый священник: знаю одну семью, мать - ну подвижница, правдами неправдами у всех подряд священников просто вытребует благословение на всевозможные паломничества, мотается из одного паломничества в другое, дома не живёт. Муж, зарабатывая деньги, с утра до вечера пашет. Дети принадлежат сами себе, всё, что по телевизору показывают, смотрят, живут целыми днями на улице и воспитываются улицей, а мать при этом – «подвижница благочестия», из паломничеств не вылезает. И то, и другое – лицемерие, потому что делается вопреки самому главному человеческому предназначению. Если творишь молитву, то стяжи, прежде всего, дух мирен в своём сердце, нет этого духа мирного, нет любви – грош цена твоей молитве и твоим многочасовым правилам ежедневным, которые ты вычитываешь, всё это обессмысливается. Помните, что батюшка Серафим нам говорит: смысл человеческого существования заключается в стяжании, то есть в приобретении, духа мирного. И пост, и молитва, - говорит батюшка Серафим, - бдения и прочие добродетели, это лишь суть средства к достижению духа мирного, а если мы с вами всё это имеем – и молимся, и постимся, и всё творим, и все законы исполняем неукоснительно, но при этом мы не имеем сострадания, человеколюбия, злые как собаки, что называется, то какой толк в этих молитвах, какой толк в этих правилах и в этом посте. Я не хочу никоим образом посягнуть на святость того, чем Церковь премудро оградила всех нас, и пост, и молитва, и богослужение, это всё свято и сокровенно, но если мы лишь спекулируем внешними добродетелями, не приобретая внутренних, то это всё никоим образом не поможет никому из нас. Это касается и меня, и вас, и каждого человека, если мы не имеем самого главного - духа мирного.

Мне хотелось бы сегодня, кроме сказанного, обратить ваше внимание на одну страшную фразу, которую Господь произносит в Евангелии, говоря об этой женщине и обращаясь уже к лицемеру, к этому начальнику синагоги. Он говорит: Эту женщину сатана связал и 18 лет держал в связанном, скрюченном, обезображенном состоянии. Мы видим с вами, что дьявол имеет определённую власть над каждым из нас, опять же только лишь потому, что мы своими грехами позволяем ему властвовать над нами, он может физически царствовать над человеком, властвовать над ним, но не более чем Бог позволит ему это делать.

Вспомним удивительнейшую книгу об Иове Многострадальном, где даже лукавый, сатана, который среди прочих сынов Ангельских приходил пред лицо Бога и вопрошал соизволения, так сказать, на те свои гнусности, коварства, которые он являл по отношению к Иову, и Господь позволил ему это делать. Мы должны уяснить из этого, так же как из многого другого, в частности, из евангельского повествования о гадаринских бесноватых, тоже нами не единожды в году воспоминаемое, в котором вышедшие бесы просили Господа позволить им войти в свиное стадо, что они не могут без соизволения Божьего даже малого сделать, они беспомощны. Но Господь порой попускает и позволяет по отношению к тому или иному человеку, по грехам ли нашим, по каким-либо иным Ему ведомым путям и судьбам, врагу рода человеческого властвовать над нами.

Так вот, мы возвращаемся к этой мысли, что в сегодняшнем Евангельском повествовании 18 лет дьявол, враг рода человеческого, держал в скорченном, скрюченном состоянии эту несчастную парализованную женщину, которую Господь исцелил и даровал ей здравие. Мы видим с вами, что и в нашей жизни враг рода человеческого использует всяческую возможность по отношению к каждому из нас, чтобы связать нас и держать в своих узах и в своём пленении. Не только физически он может держать человека в таком болезненном состоянии, но и страстями и похотями. Привычкой к тем или иным дурным вещам он тоже нас связывает и тоже нас сковывает по рукам и ногам, и мы тоже очень часто являемся ему рабами, потому что ничего не способны изменить в своей жизни. Он связывает человека узами неправды, узами всякой нечистоты, блуда, он связывает человека узами гнева, злобы, жестокосердия, немилосердия, несострадания, гордыни, тщеславия и многого-многого другого, всё не перечислить и не счесть, чем он связывает каждого из нас, когда мы даём некое соизволение на то, чтобы быть порабощёнными тою или иною страстью.

Вот сегодня Церковь празднует, и об этом свидетельствует икона, положенная посредине храма, память образа Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, трогательно именуемого "Знамением». Мы знаем о подробностях сегодняшнего торжества, связанного с прославлением этого чудотворного образа, когда новгородцы, наши предки, некогда защищались от осады своих собратьев суздальцев. Как это горько констатировать, когда родные по духу, по нраву, по крови люди борются и воюют друг с другом. Это была пора между усобиц, и вот, суздальцы напали на новгородцев. Когда господин Великий Новгород готов был уже сокрушиться под этой изнурительной осадой суздальцев, архиепископ Новгородский Иоанн взял икону Царицы Небесной, ту самую, которая потом стала называться «Знамением» Пресвятой Богородицы, и вынес её на стогны, т.е. на стены, града, которые уже теряли своих защитников под шквалом стрел суздальцев. И когда икона была вынесена, то эти безумцы, осаждавшие уже готовый сдаться город, осыпали целым градом стрел икону Царицы Небесной. Они об этом даже и не думали, они предвкушали грядущую неминуемую победу. И вот одна из стрел вонзилась в пречистый лик Царицы Небесной, который на глазах у всех источил кровь – Матерь Божия заплакала на этом иконописном образе. Это увидел святитель Иоанн, и он стал своею фелонию, т.е. своим облачением собирать слёзы Пресвятой Владычицы Богородицы, а суздальцы, узрев в Кого они направили свои стрелы, обезумили, потеряли всякий здравый смысл и вместо того, чтобы продолжать осаду Новгорода, стали друг с другом биться. Это, конечно же, сломало, скомкало и завершило осаду города, Новгород был спасен, суздальцы отступили, а с этого времени этот день положил начало празднованию именно сегодня прославляемого образа Царицы Небесной Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамением», поскольку Матерь Божия явила знамение Своего Материнского заступничества и Своего покровительства этому городу.

Но город Новгород был Ею не более любим, чем те же самые суздальцы, они такие же были православные люди, как мы в этом смысле обнаруживаем, и какая скорбь должна наполнять сердце Царицы Небесной и нашего Господа, когда мы с вами, являясь Его чадами, Его детьми, ругаемся и ссоримся, и воюем друг с другом. Ведь каждому из нас понятно, что для любого материнского сердца нет большей скорби, если её дети ссорятся и враждуют между собой, и мать не может выбрать чью-то сторону, потому что для неё равно дороги и этот, и другой сын, и поэтому как же Матерь Божия может предпочесть одних другим. Конечно, когда Она видит несправедливость одних и беззащитность других, тогда Она вступается в помощь и в защищение. И в этой связи мы видим с вами, как дьявол связал узами неправды, узами злобы, узами братоненавистничества суздальцев, и поэтому они потерпели крах и поражение.

Я понимаю, что утомляю вас сегодняшним, впрочем, уже никого не удивляющим многословием, но мне хотелось бы сегодня вспомнить ещё об одном событии, о котором мне совсем недавно рассказали. Эта произошло в Риме, люди зашли в один магазин и увидели на пороге этого магазина ковёр, на котором было выткано изображение Пресвятой Богородицы. Этот ковер лежал на полу, и всякий, кто входил, непременно топтал ногами лик Царицы Небесной. Один молодой человек, который рассказывал эту историю, подошёл к продавцам, хозяевам этого магазина, и на английском языке, может не совсем совершенном, сказал: вы творите беззаконие, вы творите зло, так делать нельзя, это неправильно. Тогда они по-хамски, с таким рыбьим, ничего не выражающим взглядом, сказали: да, мы поступаем неправильно, но это наш магазин и наша собственность, и мы будем поступать так, как мы хотим.

Понимаете, эти люди тоже связаны сатаной, они тоже связаны узами зла. Это какую же ненависть нужно иметь, какое презрение к Господу и Его Пречистой Матери, чтобы устроить такой, как говорят, перфоманс - постелить в качестве входного коврика, о который все свои грязные ноги вытирают, даже может не замечая того, икону Пресвятой Богородицы, и все так и делают, все проходят и вытирают ноги о лик Пресвятой Богородицы, причём очень похожий на Иверскую икону, есть такая Ченстоховская икона в Польше, у которой тоже кровоточащий лик. Понимаете? Матерь Божия «Знамение» плачет и кровоточит той раной, которую Ей нанесли суздальцы, а здесь Она лежит на полу, и все, кто бы ни входил, топчут Ее кровоточащий и плачущий лик.

Есть люди, которые осознанно глумятся над Господом, они хотят Его посрамить, они хотят Его унизить, они хотят Его растоптать, но мы же понимаем, насколько это всё ничтожно, – Бог поругаем не бывает, и все эти камни, все эти плевки, которые обращаются в сторону неба, они, как правило, по закону всемирного тяготения, обращаются на голову тех, кто швыряет их наверх в небо. Эти плевки обращаются к тому, кто их посылает туда, не достигая своей цели. Это тоже то состояние, когда сатана связал человека узами неправды, лжи и беззакония, и человек не то, чтобы не может, вернее всего не хочет изменять свою жизнь, его это вполне устраивает.

Я задумался после того, как услышал этот рассказ, и когда уже прошла первая естественная реакция, вызванная этой историей: а Бог любит этих людей, или нет? А Матерь Божья любит этих людей? Да. Любит. И даже таких Она их любит, так же, как родная мать любит негодяя и подлеца своего сына. Он может быть просто каким-то крайним подонком, но разве мать перестанет его любить, разве она отречётся, откажется от него, она всё равно будет плакать, скорбеть, слезить, и страдать, потому что это её сын. И Матерь Божия тоже скорбит об этих людях. Быть может какие-то жизненные испытания, невзгоды, или какие-то жизненные вразумления могут и этих людей изменить, как изменили и суздальцев, которые посылали свои стрелы в икону Пресвятой Богородицы. И ведь не громами и молниями разразилось небо. Помните, когда Господь говорит в Гефсиманском саду Петру, ударившего одного из нападавших: неужели ты думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего, чтобы Он двенадцать легионов Ангелов сейчас послал, – это значит, что от земли камня на камне не останется. Но нет, Божия Матерь плачет, Она кровью слезит о нашем беззаконии, о нашем неразумии и о том, что мы отдали себя добровольно во власть врага рода человеческого. Она всё равно не перестаёт нас любить такими окаянными, скверными, неблагодарными, нечистыми, беззаконными, какие мы есть.

Помолимся сегодня Господу и Его Пречистой Матери, чтобы Господь исцелил и избавил нас от уз того пленения, которым связывает нас враг рода человеческого. Чтобы нам не быть в порабощении его бесовской воле. Чтобы нам соделаться сынами Царствия, чтобы нам, преодолевая все те или иные попускаемые нам жизненные невзгоды и испытания, соделаться сынами Божиими и причастниками вечной жизни. Чтобы Матерь Божия, несмотря на все наши беззакония и грехопадения, нами творимые, не оставляла нас в Своих святых, богоприятных молитвах у престола Сына Своего и Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.