Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

14 декабря 2018 года

Всенощное бдение в канун дня памяти апостола Андрея

В среду 12 декабря в канун дня памяти апостола Андрея Первозванного, архиепископ Егорьевский Матфей, управляющий Северо-Восточным Московским...

читать далее
14 декабря 2018 года

Заседание рабочей группы по вопросам межэтнических отношений

13 декабря 2018 года в префектуре Северо-Восточного административного округа состоялось заседание рабочей группы по вопросам межэтнических...

читать далее
13 декабря 2018 года

9 декабря 2018 года прошел крупный городской праздник "С русским воином через века"

9 декабря 2018 года на территории Подворья Патриарха Московского и всея Руси храма Живоначальной Троицы в Усадьбе Свиблово прошел крупный...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_oGKl.jpgВсех вас поздравляем с воскресным днем, дорогие братья и сестры, а также с чествованием иконы Божией Матери «Знамение».

С одной стороны, всякий образ Пресвятой Богородицы является для верующего человека знамением великого милосердия Божиего к людям. Это символ того, что человек не забыт, что Материнская любовь, которую имела Божия Матерь к Сыну Своему, простирается и на род человеческий. Но, с другой стороны, любой образ Божией Матери, которая имеет на коленях Младенца Господа нашего Иисуса Христа, являет перед человеком беззащитность Господа, возможность быть уничиженным, поруганным, оскорбленным.

Взрослый человек знает, как несложно оскорбить, уничижить, смирить маленького человека, который безответен перед ним. Точно так же и Младенец Христос, который почивает на коленях Пречистой, часто бывает беззащитен перед человеком. И верующим людям следует всегда помнить об этом. Если мы будем внимательны к тому, что говорит Святая Церковь, то мы увидим, что не какие-то злые безбожники часто ругаются над Младенцем, сидящим на коленях Пречистой, а именно верующие люди больше, пожалуй, чем безбожники, уничижают и оскорбляют Его милосердие, любовь и величие своими грехами и страстями.

И здесь для каждого из нас открывается великое поприще: нам следует очень внимательно относиться к тому, как мы проводим жизнь, чтобы не случилось в ней страшных вещей, чтобы, преступив однажды законы Божии, мы не оказались в числе тех, кто уничижал грехами не только Сына Божиего, но и Духа Святого. Сам Христос говорит в Евангелии: «Всякая хула на Сына Человеческого простится человеку, а хула на Духа Святого не проститься ни в сем веке, ни в будущем» (см.: Мф. 12, 31-32).

Яркий, красочный пример того, как уничижался Сын Человеческий в дни Своего земного бытия, общественного служения, мы находим в Евангелии от Луки, когда Господь приходит в синагогу, чтобы исцелить в день субботний женщину, которая 18 лет была склонена к земле, буквально скорчена, скрючена и не могла разогнуться (см.: Лк. 13, 10-17).

Тот, кто внимательно слушал сегодняшнее чтение, наверное, обратил внимание, что евангелист делает акцент не на самом чуде, а на том, что происходит после него. А что после него происходит? Когда женщина, которая 18 лет, по словам Христа, была связана сатаною, исцелена, она встает в полный рост и начинает славить Бога. Но начальник синагоги, негодуя, говорит людям: «Вы имеете 6 дней в неделе, в эти дни и приходите исцеляться. А в субботний день покоя вы не смейте это делать».

Тогда Христос, обращаясь к нему, говорит: Лицемер! Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? (Лк. 13, 15-16). Святые толкователи все как один говорят, что начальник синагоги завидует Христу, более того, Господь называет его лицемером: зависть он прикрывает благочестием, ссылаясь на существующий закон, который повелевает иудеям трудиться 6 дней и соблюдать седьмой день – день покоя.

А от чего эта зависть рождается? Очевидно, что в синагогу приходит много людей и Христос, сотворивший чудо, привлекает их взоры. Простые люди увидели в Нем великого Пророка, и они начинают славить Его. И начальник синагоги понимает: если сейчас Христос овладеет их душами, Он будет властвовать над ними, соответственно, начальник синагоги потеряет эту духовную власть. Но не это самое страшное. Он понимает, что вместе с властью он потеряет уважение, средства, деньги, которые он имел благодаря этим людям. И вот эта зависть тотчас начинает возводить клевету на самого Сына Человеческого, на закон Божий и на Духа Святого – вот до чего доходит человек.

Но если бы Церковь Святая хотела показать, какими плохими были иудеи, она бы нам предложила почитать не Евангелие, а какой-нибудь исторический документ. Но поскольку это евангельское зачало читается за Божественной Литургией, мы должны понимать, что Церковь хочет поставить нас на место начальника синагоги. Чтобы мы попытались понять, нет ли у нас подобных грехов, чувств, того, что и нас иногда заставляет клеветать на истинных служителей Божиих, затмевает наш ум.

Сегодняшнее Евангелие очень четко обозначает таким образом еще одну страшную вещь – духовную скорченность, когда душа человека страстью приковывается к земле, к деньгам и ничего больше видеть не хочет и не может. И если мы внимательно посмотрим на причины того, что иудеи распяли Христа, то увидим, что это были именно зависть и самая простая жадность. Неслучайно Евангелие от Луки передает нам такую значимую деталь: когда Христос говорит: Не можете служить Богу и маммоне, – дальше идет реплика евангелиста: Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним (Лк. 16, 13-14).

Что касается зависти, конечно же, это страшный грех. Мы называем дьявола завистником, и поэтому всякий, завидующий другому, в определенном смысле находится в руках дьявола, является его орудием. Но проблема заключается в другом: часто самую простую, животную зависть мы облекаем в очень красивые благочестивые одежды, называя ее поиском справедливости. И в поиске этой справедливости начинаем клеветать на тех, кто действительно подвизается, что-то делает. Своей клеветой человек часто свидетельствует о том, что он уже согнут к земле, и видя, что перед его глазами происходит нечто великое, он не может посмотреть на это простым, чистым взором.

Но если мы вынесли из сегодняшнего чтения только мысли о том, что завидовать плохо, и что начальник синагоги завидовал Христу, и что многие вокруг нас завидуют, это значит, что мы ничего абсолютно не поняли. Потому что Евангелие читается нам для того, чтобы мы о себе что-то поняли. И мы должны признать откровение, которое дает Святая Церковь, о том, что нет человека, который избавлен от страсти зависти, каждый кому-то в чем-то завидует. А это значит, что каждый свою зависть каким-то образом пытается прикрыть законом или благочестивой необходимостью исполнять этот закон.

Святая Церковь именно в дни постов призывает нас особое внимание обратить на эти, казалось бы, мелочи в нашей жизни, несущественные штрихи, которые никому не видны. И нам тоже они не видны, да мы и не хотим, чтобы они были видны. Но Церковь говорит: пожалуйста, обратите на это внимание, потому что из мелочей складывается нечто великое, мелочи определяют нашу жизнь, как это ни странно, многие духовным житейским опытом знают, что жизнь из мелочей состоит.

И поэтому эти мелочи – грешки зависти или поиска справедливости – пусть при внимательном рассмотрении обнаружатся, и человек поймет, над чем необходимо работать. Конечно, непросто бывает от них избавиться, потому что я объективно вижу, как мне кажется, что кругом много несправедливости. Но ведь Божественная милость – лежит тоже вне какой бы то ни было справедливости. Потому что по правде Божией человек не достоин рая, но по Милости – достоин. А если Господь говорит: Где Я, там и слуга мой будет (Ин. 12, 26), – не значит ли это, что Он призывает нас, став Его слугами и учениками, брать с Него пример, поправ всякие свои плотские мудрования и умствования о справедливости, которая должна быть в жизни по отношению к нам, но милость осуществить по отношению к ближнему?

Дорогие братья и сестры, всем хочется пожелать, чтобы грех зависти, чаще всего отравляющий жизнь только нам самим, не касался наших умов и сердец. Чтобы страшными грехами гордости, зависти, клеветы, осуждения, раздражительности мы не уничижали Богомладенца, сидящего на коленях Божией Матери. Чтобы своей жизнью мы прославляли Пречистую и возносили Богомладенца в наших умах и сердцах, и тогда любая икона Пречистой для нас будет являться знамением, символом или знаком того, что мы избраны Господом, что мы любимы Им и что нас ждет Царство Божие.

Аминь!