Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

19 июля 2018 года

Богослужение в день памяти прп. Сергия Радонежского в храме на Миусском кладбище

18 июля 2018 года, в праздник обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, 100-летие мученической кончины великой княгини Елисаветы...

читать далее
19 июля 2018 года

Анатолий Торкунов: Храм при МГИМО объединяет преподавателей и студентов

Гостем авторской программы председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойды «Парсуна» стал ректор...

читать далее
17 июля 2018 года

В. И. Ресин совершил объезд строительных площадок храмов СВАО

В субботу 14 июля В. И. Ресин, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве, совершил объезд строительных площадок храмов в...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_Gutorov1.JPGВо имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Сегодня, мы с вами, дорогие братья и сестры, слышали удивительное евангельское благовестие о так называемом безумном богаче. Я не единожды пользовался образом, предложенным замечательным проповедником, можно сказать, нашего времени, Сербским святителем Николаем (Велимировичем), который сказал, что в этом евангельском повествовании речь идёт об одном из тех пяти братьев, о которых упоминает богач из притчи о богаче и Лазаре, который, помните, просит и взывает к Аврааму праотцу, чтобы он послал Лазаря в его дом, на землю, засвидетельствовать, что ожидает всякого человека, грядущего в мир, после его смерти, ибо у него ещё пять братьев по его собственному слову остались там на земле. И вот об одном из этих братьев сегодня идёт речь по мысли святителя Николая Сербского.

Действительно, это такой же безумный богач, подобный своему старшему брату, который пиршествовал на всякий день своей жизни блистательно. Этот человек, как сказано, в преизбытке находясь, ещё большую выгоду, ещё больший урожай приобрёл. И поскольку он увидел, что его житницы, амбары и сокровищницы не способны вместить всего того богатства, которое выпало в очередной раз на его долю, а он уже наверное привык к тому, что ежегодно всё более и более обогащался и преизбычествовал всякого рода богатствами. И в этот год урожай был настолько велик, что этот безумный человек, как о нём говорит Евангелие, задумался, и глубокая мысль наполнила его сознание: Что же мне делать? Он размышлял не о том, с кем бы ему поделиться несметным, неисчислимым богатством (об этом он меньше всего помышлял). Он говорил себе: насколько невелики мои сокровищницы, мои житницы и амбары, чтобы вместить в себя всё то богатство, которым я преизбыточествую. Размышляя, он даже впал в некую грусть, но потом озарение снизошло на него, и он сказал: Я разломаю и разорю свои прежние сокровищницы и сделаю их более вместительными, вот тогда я ссыплю туда всё своё богатство, всё своё имение, и смогу наконец-то сказать своей душе: Душа, ешь, пей, веселись, ибо богатства на многие годы у тебя, не о чем тебе более думать и размышлять!

Прежде, чем продолжить пересказ сегодняшнего евангельского повествования, мне хотелось бы обратить своё и ваше внимание, дорогие братья и сестры, на то, что душе несвойственно ни есть, ни пить. Может быть, веселиться ей и свойственно, но, по крайней мере, те потребности, которые непосредственно касаются лишь плоти, естества человеческого, в них душа не нуждается. Есть только единственная категория, когда душа ест и пиет, это то, о чём мы слышим за каждой Божественной Литургией, это та единственная пища, в которой нуждается человеческая душа, когда мы слушаем с вами во время Евхаристического канона словеса Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, произносимые устами иерея, совершающего Божественную Литургию: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов; пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов. Это единственная пища и единственное питие, в которых нуждается душа человеческая, всё прочее подмена, всё прочее суррогат, все прочее не является пищей для души.

В чём же нуждается наше тело? Лишь в том, что необходимо ему для существования и для подкрепления его физических сил. Неслучайно из древности, из глубокой античности, дошло до нас такое мудрое изречение о том, что мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить, т.е. чтобы поддерживать свои физические силы. Но когда это ставится во главу смысла человеческого существования и бытия, вот тогда поистине каждого, кто мыслит, что в земном богатстве заключается смысл и главное содержание его человеческого предназначения, можно по праву уподобить сегодняшнему евангельскому богачу и назвать его безумным. Ибо по-другому невозможно назвать существо, предназначенное для вечной радости, вечного упокоения и вечного торжества с Богом, создавшим это существо, когда оно всё променивает и подменяет тленными, скоропреходящими и вовсе ничего в жизни человеческой не оставляющими предметами. Вот об этом сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали это удивительное, очень короткое, но вместе с тем глубокое по своему содержанию евангельское повествование. Продолжим его пересказ.

Когда в некоем торжестве, в некоем самозабвении этот человек посчитал, что он ни в чём не нуждается, вот тогда голос свыше, голос с неба сказал: Безумный, в эту ночь душу отнимут у тебя, кому это всё останется?

С одной стороны, это вопрос риторический, конечно же, останется детям, останется наследникам, то есть тем, кто над всем этим не трудился, и так же бездарно это будет потрачено, так же бездарно будет рассеяно, а может даже ещё хуже того. И мы знаем с вами порою, быть может, из своего горького опыта или из опыта людей, рядом с нами находящихся, что умирает состоятельный человек, оставляет после себя наследство, и тут же начинаются распри, тяжбы среди самых родных и близких людей. Я, помнится, не единожды рассказывал и приводил в качестве примера случай, как у одного человека умерли один за другим родители, сначала отец, потом мать, осталась какая-то квартира, какая-то дача, и вот брат и сестра вступили в такую страшную тяжбу между собою, что эта тяжба выродилась и превратилась в страшную ненавистническую войну друг с другом. Т.е. были суды, какие-то омерзительные вещи говорили друг другу, когда родные брат и сестра друг другу ради этого несчастнейшего наследства устроили. Не помню, чем это закончилось и в чью пользу, но по прошествии лет десяти или больше, несмотря на непримиримость отношений (здесь, наверное, возраст сказывается, когда человек начинает задумываться о самом главном, о чём он в молодости и, будучи в сильных летах не думает, но наступает рубеж какой-то мудрости, какого-то осознания, насколько ты был сам неправ, а не только окружающие неправы по отношению к тебе), одним словом, сестра пришла в Прощёное воскресение к своему брату попросить прощение, и он её прогнал с порога, сказав, что никогда тебе не будет прощения моего. Как будто на его прощении вообще весь мир держится. Какой абсурд! Как это страшно даже сознавать, что люди родные и близкие становятся кровными врагами друг другу, ради того, чем собственно и заканчивается сегодняшнее евангельское повествование, когда они не в Бога богатеют. Господь говорит, что будет так с каждым, как с этим безумным богачом, который не в Бога богател. Потому что самый главный прибыток, самое главное богатство, самое главное приобретение – богатеть в Бога, а не тем, что тебе Бог здесь на земле даёт или чего не даёт.

Один священник, замечательно размышляя по этому поводу, говорил так, что есть два рода испытаний. Есть испытание, когда человек испытывается скорбями, нуждою, нищетой, и это, в той или иной степени, каждому знакомо, и это очень серьёзное испытания, при котором человек может возроптать и впасть в уныние.

Но есть и другое испытание – испытание богатством, испытание тем, когда человек многое имеет, и ему в преизбытке даётся, и это, быть может, ещё более страшное испытание, потому что человек начинает всё это самому себе приписывать. Он начинает на всех смотреть свысока, он не замечает тех, кто живёт совершенно в иных жизненных условиях. Это тоже испытание, это тоже серьёзный искус для человека, которому дано то или иное имущество, имение, власть, богатство и так далее. И это мы видим с вами в сегодняшнем евангельском благовестии, которое призывает нас, прежде всего, к тому, чтобы мы богатели Богом. Мы знаем с вами множество примеров людей, которые избыточествовали богатством, но они были утешением, радостью и благословением для тех людей, которые нуждались в их поддержке, так как Господь даёт человеку то или иное имущество, чтобы он послужил ближним, окружающим его людям своим имением, но если он это всё только ради самого себя употребляет, тогда происходит та катастрофа, о которой мы сегодня с вами слышали в Евангелии.

Как вы все знаете, дорогие братья и сестры, сейчас завершился Архиерейский собор, юбилейный собор в честь 100-летия восстановления Патриаршества на Русской земле. Собор 1917-18г.г. избрал быть Первосвятителем земли Российской священноисповедника, так, наверное, будет правильно сказать, Тихона, патриарха Московского и всея Руси, великого угодника Божия, великого печальника и молитвенника Земли Русской. Вчера было завершающее заседание этого Архиерейского Собора, и если вы могли заметить, кто был из вас на вечернем богослужении, очень немного было духовенства в храме, потому что в основном все были на этом завершающем акте Архиерейского Собора, в том числе я и наши священники. Там были представители всех поместных Церквей, более того, были предстоятели поместных Церквей, и каждый из них говорил какое-то удивительное, проникновенное слово, обращённое к участникам этого Собора. И несколько таких приветственных слов как-то особенно в сердце вонзились, другого я не могу подобрать слова, и я хочу поделиться с вами замечательными словами предстоятеля Албанской Церкви, архиепископа Анастасия. Он говорил много замечательных слов, как, впрочем, все предстоятели Церквей, но он сказал одну замечательную вещь: Мне хотелось бы всех вас поприветствовать таким удивительным евангельским образом, - сказал он, - это очень назидательный образ: в Палестине есть два озера, или, если хотите, моря, неважно, как мы его назовём, есть Геннисаретское озеро, а есть Мёртвое море, и в то, и в другое впадает священная река Иордан. Иордан, впадая в Геннисаретское озеро, наполняет его, тем самым, Геннисаретское озеро позволяет жить всему, вокруг него находящемуся, то есть даёт жизнь оазисам, которые находятся вокруг него, селениям. А Мёртвое море, всем известное, и в него тоже впадает Иордан, но эти священные воды Иордана мертвеют, впадая в это море. Вот так и человек, говорит этот владыка, если он живёт для людей, тогда он подобен Геннисаретскому озеру, потому что всё вокруг него расцветает, благоухает и исполнено жизни, а если человек живёт только лишь для себя, то его вполне можно уподобить Мёртвому морю, потому что он, получая благодатные дары, подобно втекающему в это море Иордану, использует их только для самого себя, то есть эгоистично, себялюбиво, и поэтому ничего кроме смерти в нем нет.

Меня этот образ поразил, и я думаю, не только меня, даже Святейший Патриарх Кирилл, когда отвечал на поздравления, он тоже обратил внимание и поблагодарил архиепископа Анастасия за этот приведённый совершенно поразительный библейский образ.

Каждый из нас не только может, но и должен, мне думается, приложить его к самому себе: ради чего мы живём, ради кого мы живём? Для себя ли самих живём и пользуемся теми благами, которыми Бог нас здесь в этой жизни благословляет, и тогда мы превращаемся в безжизненное пространство, не способное ничего из себя дать доброго и хорошего.

О чём нам ещё сегодняшнее Евангелие говорит? О том, что ожидает каждого из нас без исключения. Мы не знаем наших судеб, что нас ожидает завтра, через год, через десять лет. Проживём ли мы вообще столько лет – мы не знаем, мы не ведаем, но знаем одно и совершенно очевидно, что мы все умрём. Это неизбежно, и каждому из нас рано или поздно будет сказано: В эту ночь душу твою отнимут у тебя, кому ты всё оставишь? Поэтому если мы не будем богатеть в Бога, – а что означает богатеть Богом? - это значит исполнять Его святую волю, жить по Его святым законам. Это значит, Бога вместить, вобрать в своё сердце и Его сосредоточием и сердцевиной всего своего человеческого бытия мыслить, вот тогда мы будем богаты Богом, тогда и сама смерть нам не страшна, ибо смерть по мысли святого апостола Павла есть приобретение для того, кто желает Богом богатеть. И, напротив, тот кто не богатеет в Бога, а богатеет земными прибытками и видит в этом смысл своего человеческого существования, вот тогда он нищ, наг и слеп по слову Откровения Иоанна Богослова.

Поэтому, дорогие братья и сестры, сегодняшнее евангельское повествование, столь для каждого из нас известное, знакомое наизусть, потому что занимает всего несколько строчек, и мы с вами нередко о нём говорим, по крайней мере, раз в год, потому что ежегодно это евангельское повествование в череде литургийных воскресных чтений предлагается всему боголюбимому собранию. Но это не просто заученное и привычное чтение, а это то, что призывает и придвигает каждого из нас к тому, чтобы осознать для себя самую главную мысль – ради чего я живу и в кого я богатею? В Бога или в какие-то суетные, ничего не значащие тленные прибытки.

Последнее, о чём бы хотел сказать. Я уже приводил этот пример однажды, его мне передал один батюшка, а ему сама эта женщина рассказывала, с которой это произошло: во время войны, каждый ради недостатков откладывал, приберегал на «чёрный день», и эта женщина, у которой было много детей, и по-человечески, конечно, ее можно понять, она своим детям крохи давала, а всё остальное на «чёрный день», в кладовочку запирала под замочек, какую-то пшеничку и так далее, а когда открыла, то это всё трухой стало, всё это червяки съели. Понимаете? Вот мы также приберегаем на потом, на «чёрный день», что-то копим, пытаемся сохранить, ибо это, как нам кажется, потом пригодится. В итоге, кроме червей, тлена и праха ничего это не даёт человеку.

Поэтому будем стремиться к тому, чтобы богатеть Господом, чтобы в нашей жизни было твёрдое и несомненное доверие к Господу, вера в Его святой всеблагой Промысл, и чтобы каждый из нас стремился, прежде всего, быть подобным тому сегодня приведённому, как мне кажется замечательному, удивительному, образу, чтобы каждый из нас был подобен Геннисаретскому, Галилейскому, озеру, которое, питаясь благодатными дарами Господа, всё вокруг себя оживляло, чтобы нам жить для людей, которые нас окружают, и через это наследовать вечную радость и вечное успокоение от Господа, Которому подобает всякая слава честь и поклонение, Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.