Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

18 июля 2019 года

В Москву из Мурома впервые принесена рака с мощами святых благоверных Петра и Февронии

14 июля 2019 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси...

читать далее
18 июля 2019 года

В Северо-Восточном округе столицы прошел традиционный объезд строящихся храмов

13 июля Советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ Владимир Иосифович Ресин, первый заместитель...

читать далее
18 июля 2019 года

Божественная Литургия в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля 2019 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_oGKl.jpgДорогие братья и сестры, сегодня мы пришли в храм помолиться о наших усопших, о православных воинах, которые за веру и Отечество положили свою жизнь. Господь в Евангелии говорит, что нет больше той любви, когда человек душу свою или жизнь свою положит за други своя (см.: Ин. 15, 13).

Именно поэтому Святая Церковь практически за каждой Литургией поминает вождей и воинов православных, которые отдали жизнь по заповеди Божией за жизнь мира, чтобы могла существовать страна и Церковь – Носительница или Хранительница Вселенского Православия. Может быть, для кого-то это звучит высокопарно, для кого-то – банально или риторически, но воины, отдавшие жизнь за Родину, отстояли возможность всему этому осуществляться.

Но часто мы приходим в храм неосознанно, по старой памяти: в родительскую субботу нужно в церкви написать записку, что-то принести на канон, свечи поставить и так далее. Зададимся вопросом: насколько это приятно Богу, нашим усопшим сродникам, зовет ли нас в храм любовь или что-то другое? Может быть, это суеверный страх: если что-то не выполнить или сделать не так, то Господь накажет. Но за этим нашим духовным «одеревенением» стоит нечто более страшное – то, что можно назвать неверием Преданию.

Мы знаем, что поминание усопших есть древнейшая обязанность, которая вменена Церковью христианам с самых первых лет Ее существования. Многие святые отцы утверждают, что это заповеди святых апостолов – приходить в храм, поминать усопших, молиться, обязательно соединяя панихиду с Божественной Литургией, на которой совершается Пресуществление Святых Христовых Тайн и верующие вступают в теснейшее общение с Христом Богом через Причастие. Насколько заповеди апостолов для нас серьезно звучат? Да, апостолы заповедовали, ну и что? А почему они это заповедовали? Поразмыслили и решили, что лучше пусть будет так? А потом еще мало ли кто что напридумывал? Думать так – страшная дерзость и хула против Церкви.

В книге Деяний мы находим очень важное свидетельство того, что Воскресший Господь в течение сорока дней являлся апостолам, Своим ближайшим ученикам, и, находясь с ними в теснейшем общении, учил их тайнам Царствия Небесного. И мы можем утверждать, что Господь не мог не научить апостолов тому, как следует поступать верующим людям, чтобы давать облегчение тем, кто является их сродниками и уже переступил порог Вечности. Ведь это и есть самые что ни на есть важные тайны Царствия Небесного, которые постоянно беспокоят верующего человека.

А если это так, то за апостольским преданием, за апостольской заповедью совершать поминовение усопших стоит заповедь Самого Христа, Который есть Воплотившаяся Истина, а самое главное, Воплотившийся Бог, в Своих руках держащий весь мир – и усопших, и живых. Поэтому Он не может ошибиться, уча апостолов, что нужно делать для того, чтобы верующему человеку, переступившему порог Вечности, было благо.

Итак, Христос заповедует, чтобы мы, живущие на земле, приходили и поминали умерших. Воскресший Спаситель Своим воскресением утвердил истину Своих слов, сказанных не только после воскресения, но и до него, и все это заставляет нас по-особому относиться к тому, что предлагает нам Святое Евангелие. «Если не будете есть Плоти и пить Крови Сына Человеческого, не сможете наследовать жизнь вечную. Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем», – говорит Господь (см.: Ин. 6, 53-56).

Какие важные, страшные, победоносные для каждого из нас слова! Верующий человек слышит их и понимает, что они однозначно говорят о необходимости причащения, участия в Святой Евхаристии. Но мы видим из года в год, как мало людей причащается в родительские субботы, несмотря на то что храмы полны людей, не только наш, но и прочие храмы. А к Чаше с Причастием подходят единицы, почему? По всей вероятности, ответ на этот вопрос очень прост: мы не верим слову апостолов, мы не верим слову Божиему.

Но все-таки мы приходим в храм. А если мы приходим в храм, значит, не поздно еще все исправить, не поздно еще начать участвовать в святых церковных Таинствах – Исповеди и Святой Евхаристии. Ведь тот, кто регулярно это делает, может засвидетельствовать, как часто торжествует сердце в дни родительских суббот, потому что человек чувствует, что в Боге Духе Святом он соединяется с душами своих усопших сродников. Не силою своей, ни молитвою своей, а церковной соборной молитвой по всемогуществу Божественному.

И поэтому в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, давайте помолимся об упокоении наших усопших сродников и пообещаем Господу в доброй совести стараться исполнять Его заповеди так, как Он нам заповедал. Не кое-как, сикось-накось, раз в год придя в церковь, что-то послушав и с удовлетворением подумав, что что-то достойное сделал. Нет. Будем стараться, как заповедует Святая Церковь, в полноте, то есть через Святое Причащение, приступать к соборной молитве об упокоении, и тогда мы действительно принесем величайшее благо нашим усопшим сродникам.

Тогда то, о чем мы молимся постоянно в заупокойных службах – чтобы Господь со святыми упокоил усопших – станет, мы верим, вполне осуществимо. И тогда неизреченная радость наполнит наши сердца, и причина этого будет очень простая: Господь убедит нас в том, что Он всемогущ и Своим милосердием поступает так, как обещал Своим апостолам; так, как они заповедовали поступать нам.

Аминь!

Теги: