Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

21 мая 2018 года

Божественная литургия в храме Живоначальной Троицы в Усадьбе Свиблово

20 мая епископ Домодедовский Иоанн, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством совершил Божественную литургию в храме...

читать далее
21 мая 2018 года

Благотворительная ярмарка «Белый цветок» в день 150-летия со дня рождения святого царя Николая II

19 мая 2018 года, в день 150-летия со дня рождения святого царя-страстотерпца Николая II, в Северо-Восточном викариатстве города Москвы при...

читать далее
20 мая 2018 года

Всенощное бдение в Храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

19 мая, в канун 7-й Недели по Пасхе, святых отцев Первого Вселенского Собора, епископ Домодедовский Иоанн, Управляющий Северо-Восточным...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_oGKl.jpgСегодня Святая Церковь празднует память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, наперсника Божия, апостола Любви.

Апостол Иоанн, согласно преданию, прожил очень большую жизнь и написал 5 книг Нового Завета (Евангелие, 3 Послания и Апокалипсис). В конце жизни апостол Иоанн повторял своим ученикам и всем, кто приходил к нему для бесед и для научения спасению, только одно: да любите друг друга. Конечно, это слова Христа, которые Он некогда говорил апостолам, Своим ученикам (см.: Ин. 13, 34). Но апостол Иоанн Богослов неслучайно свел самое главное в учении о спасении к этим кратким словам, потому что без любви невозможно спасение.

Но, с другой стороны, посмотрим на людей невоцерковленных или вообще неверующих: они могут даже бить себя в грудь и говорить, что любят и друг друга, и тех, кто их окружает. И, по их словам, может быть, любят даже больше, чем любим мы – верующие, православные. И самая большая опасность заключается в том, что человек склонен то, что он имеет в своем сердце, и то, от чего он получает ощущение счастья, называть любовью.

Но Церковь говорит, что часто за этой кажущейся любовью может скрываться эгоизм или эта любовь может проистекать из гордости, которая дает возможность человеку иногда даже умиляться своими переживаниями: умиляться не тем, как его любит Господь, а тем, какой он сам по себе хороший и праведный. И вот, в словах апостола и евангелиста Иоанна Богослова мы найдем утверждение о том, что не всякая любовь есть спасительная.

Спасительная любовь – это такая любовь, которая способна стоять у Креста, где распинается Христос, и не дрогнуть перед всем миром. В Евангелии немало повествований об Иоанне Богослове, но на апостольское зачало, посвященное апостолу Любви, читается именно отрывок о том, что, когда ученики бежали прочь, а весь народ, разъяренная толпа кричала, обвиняла, хулила Христа, апостол Иоанн и Божия Матерь остались при Кресте (см.: Ин. 9, 25-27). Они стояли и созерцали, как Животочная Кровь Господа капала, освящая, обагряя землю, становясь будущими семенами жизни Церкви.

Слова Христа Да любите друг друга (Ин. 13, 34) призывают нас к этой жертвенной любви, готовой отдать себя ближнему. И недаром соборные послания Иоанна Богослова учат нас тому, какие есть критерии настоящей, истинной любви. Вот Иоанн говорит: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20). Очень простой критерий, но читая и слыша его, мы постоянно думаем, что он не для нас, для каких-то посторонних людей, вот пусть они и знают это. Но мы-то, как нам кажется, знаем, что Бога любим, пусть даже и ближних ненавидим. Да ничего подобного! Евангельская простота заключается именно в универсальности Священного Писания для всех. Если ты кого-то ненавидишь, даже не дерзай думать, что любишь Бога.

Но если это так, значит, мы слепы, потому что самого главного о себе не можем увидеть. Неслучайно, может быть, на сегодняшний день выпадает чтение Евангелия о величайшем чуде, которое совершает Господь, – исцелении слепорожденного человека (см.: Ин. 9, 1-38). Вопрос, который задают ученики, свидетельствует о том, что мы очень эгоистично живем в этом мире. Апостолы спрашивают: Равви, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин. 9, 2). А Христос отвечает: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 3). Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая над этими словами Господа, задает вопрос: а если бы этот человек не слепым родился, тогда слава Божия не открылась бы? И сам дает ответ: да, не открылась бы.

Посмотрим внимательно на себя. Кто из нас, родившись здоровым – зрячим, слышащим, ходящим по земле, хоть раз в жизни за это прославил, поблагодарил по-человечески Бога? Разве мы не воспринимаем это как данность, принадлежащую нам, над которой мы не трудились? Палец о палец не ударив, пришли в этот мир, вызваны были, сотворенные из праха земного, из небытия в бытие. Кто поблагодарил Господа? И оказывается, что Господь попускает кому-то рождаться слепорожденными, чтобы после общения с Богом такие люди прозревали телесно и становились сразу духовно зрячими людьми. В отличие от тысяч и миллионов людей, которыми таковыми стать не могут, опять же, как ни парадоксально будет это звучать, потому что зрячими родились.

В сегодняшний день мы говорим о слепоте, которой подвержен всякий человек, ведь если бы мы были зрячими, грехов бы не совершали. Эпицентр этой слепоты, великий и страшный, заключается в том, что мы не видим одной важной вещи: Бог любит нас грешниками. Бог прощает нам наши грехи по Своему милосердию. Бог хочет, чтобы мы были с Ним. И больше ничего Ему не надо. Но, к сожалению, мы этого не видим. И даже то, как мы подвизаемся, как спасаемся, как участвуем в церковной жизни, подходим к церковным таинствам, часто свидетельствует исключительно об одном: мы не видим и не чувствуем, что Бог – это океан милосердия, который готов поглотить океан нашей греховности и страстей.

А мы по своей гордости поступаем по-другому: нам во что бы то ни стало нужно доказать, что мы сами очищаемся от греха, становимся праведниками, и именно потому, что мы такими стали, Господь вступает с нами в общение. Это дерзость, а не дерзновение. Это, по сути дела, попытка поставить себя наравне с Богом. Разве это не слепота?

Святая Церковь сегодня прославляет апостола Любви Иоанна Богослова, который говорит, что, с одной стороны, Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), а с другой стороны, Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1, 5), то есть ставит знак равенства между светом и любовью. И, соответственно, знак равенства между тьмой и грехом. Святая Церковь этим хочет показать, как нам выходить из этого состояния духовной слепоты: любить ближних своих, любить жертвенно, пусть даже нам при этом будет очень нелегко. Только так мы сможем открыть перед ними Бога, Его Божественный свет и дар благодати. Будем поменьше злиться, раздражаться и осуждать. Почаще будем поступать по заповеди апостола Петра, который тоже был проповедником Любви Христовой. В одном из посланий он дает совет каждому из нас: Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (3 Пет. 3, 15). Нам нужно попробовать в своей жизни это осуществить, и тогда мы увидим и поймем, насколько сильным является слово, сказанное с кротостью, то есть снабженное даром Божественной благодати.

Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с сегодняшним Праздником и с тем, что великая святыня – мощи святителя Николая Чудотворца – прибывает в град Москву. Всем желаем непременно побывать молитвенно у мощей святителя Николая.

Храни вас всех Господь! Помощи Божией! Христос Воскресе!