Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

20 июля 2017 года

Всенощное бдение в канун праздника Казанской иконы Божией Матери

20 июля, в четверг 7 седмицы по Пятидесятнице , в канун праздника Казанской иконы Божией Матери, епископ Подольский Тихон, Управляющий...

читать далее
20 июля 2017 года

Совещание, посвященное строительству храмового комплекса в Ростокине

20 июля, в Финансово-хозяйственном управлении Русской Православной Церкви (Гагаринский переулок, 18/2) прошло совещание, посвященное...

читать далее
18 июля 2017 года

Дайджест новостей храмов Северо-Восточного Московского викариатства

Краткий обзор жизни храмов Северо-Восточного Московского викариатства за период с 28 июня по 28 июля, по материалам приходских сайтов (ранее не...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_klimov.jpgХристос Воскресе!

Всех вас, дорогие братья и сестры, с воскресным днем, четвертой Неделей по Пасхе, которая именуется Неделей о расслабленном. Сегодня мы слышали повествование из Евангелия от Иоанна о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил расслабленного, 38 лет лежащего при Овчей купели (см.: Ин. 5, 1-15).

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что, когда мы вчитываемся в это повествование, нас не может не восхитить терпение и вера расслабленного человека. Больной находился у Овчей купели, куда раз в год нисходил Ангел и возмущал воду таким образом, что первый, кто касался этой воды, получал исцеление. И расслабленный, неспособный сам доползти до этой воды, ждал 38 лет чуда при полном осознании того, что этого не может по-человечески произойти – он никогда не сможет войти в эту воду первым. Но он не потерял веры, он не потерял терпения. Он сам не знал, как это может произойти, но надеялся, что это произойдет. И был за это вознагражден посещением Христа, Который выбрал его как объект, который засвидетельствовал бы перед другими, на что способно человеческое терпение, если верующий человек имеет истинное покаяние.

А откуда мы знаем, что расслабленный, лежавший 38 лет при Овчей купели, каялся? Об этом мы узнаем из последних слов Христа этому человеку: Вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже (Ин. 5, 14). Как говорят святые толкователи, эти слова свидетельствуют о том, что расслабленный был наказан своей болезнью за какой-то страшный смертный грех. И если бы не было со стороны больного истинного покаяния, то есть осознания, что поделом он получил и теперь должен лежать и терпеть, то он бы не смог вынести 38 лет в таком состоянии, в надежде на то, что может получить просимое.

А с другой стороны, Господь, конечно, неслучайно задает расслабленному вопрос: Хочешь ли быть здоров? (Ин. 5, 6). И на это человек отвечает: Так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню (Ин. 5, 7). Казалось бы, все по-человечески очень четко, все выверено, все правильно, по-другому быть не может. Но Господь, обращаясь к нему, вдруг говорит: Встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5, 8). И по вере, которую имел, как мы понимаем, этот человек, он встает на ноги и берет одр, на котором лежал, и идет в свой дом.

Что это было? Мы знаем, что это была Божия благодать, вспомощствующая человеку в деле спасения, которая не только укрепляет его дух и душу, но и тело делает здоровым. И мы знаем, что, приступая к церковным таинствам, приходим в общем-то дух свой лечить, душу, но часто получаем исцеление от Господа – телесное, физическое здравие. Как важно каждому из нас знать об этом событии, как важно помнить о том, что говорит Христос этому человеку в ответ на его недоумение: что он может сделать сам, если лежит недвижим и не имеет человека для помощи?

Посмотрим внимательно на себя, зададимся вопросом: как мы живем, зачем мы ходим в храм? Часто причиной нашего прихода в церковь становятся чувства какой-то неустроенности, дискомфорта в душе, в духе, иногда нас к этому побуждают тяжелые обстоятельства. И нам очень хочется, чтобы какой-то человек, со стороны пришедший, нам бы помог, все исправил. Когда мы видим, что наша жизнь рассыпается, вдребезги разбивается, не складывается, не ладится, нам так хочется сказать: «Господи, не имею человека, пришли кого-нибудь помочь мне». А Господь говорит о другом, Он говорит: «Хочешь быть здоровым, встань на ноги свои и иди в дом твой».

Что значат эти слова Господа на духовном уровне? Что значит это дололежание, это расслабление духовное? Конечно, это не отсутствие веры: расслабленный имел веру. В каком-то смысле мы можем воспринять это лежание расслабленного как образ. Ведь в принципе в духе человеческом существует только два типа отношений к Богу, к ближнему, к миру: это или любовь, деятельное добро, или зло, которое мы постоянно совершаем, на которое всегда готовы, и списываем на него всю свою немощь. Если человек находится в расслаблении, он знает: для того чтобы встать на ноги, ему нужно употребить усилие. Когда нам Святая Церковь говорит: любите ваших ближних, любите Бога, исполняйте заповеди, мы ведь тоже понимаем, что нам нужно употребить усилие. Не свидетельствует ли это о том, что наше состояние бездеятельности, при полном осознании необходимости употребить усилие, является расслаблением духовным?

Казалось бы, что тут сложного – засвидетельствовать перед дальними и ближними то, что мы их любим. Употреби усилие – не ругайся, не сквернословь, не раздражайся. Да, может быть, тебя не поймут окружающие, скажут, мол, что-то не то с тобой случилось, потому что ты всегда был такой злой, крикливый, неприятный – и вдруг такая перемена, что-то здесь не то!

Но если мы этого не сделаем – в духовном смысле не встанем на ноги, одра своего не возьмем, то так и будем лежать в расслаблении, в этом зле, которое нас постоянно съедает. Буквально приковывают нас к одру наши страсти – злость, раздражительность, осуждение, и мы ничего поделать с собой не можем. И нам почему-то кажется, что вместо того, чтобы с нашей стороны что-то произошло – внутренний подвиг, усилие, все зависит от тех, кто нас окружает, и мы напрасно ждем, чтобы они стали хорошими, приятными, светлыми, любящими нас людьми.

Сегодняшнее евангельское повествование об исцелении расслабленного по-особому настраивает нас на отношение к жизни, располагает именно в эти пасхальные дни задумываться над тем, какие мысли рождаются у нас, когда мы слышим или читаем Священное Писание. Оно призывает нас понять, что Воскресение Христово, восстание из мертвых, по сути дела для каждого из нас есть восстание из состояния расслабления, переход в состояние духовной бодрости, обновления, имя которому Любовь.

Аминь!