Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

22 января 2018 года

Божественная литургия в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского

В понедельник 34-ой седмицы по Пятидесятнице, 22 января, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, епископ Домодедовский Иоанн,...

читать далее
21 января 2018 года

Рождественский праздник для ветеранов Великой Отечественной войны

21 января по благословению епископа Домодедовского Иоанна, Управляющего Северо-Восточным Московским викариатством, в библиотеке № 67 (ул....

читать далее
20 января 2018 года

Епископ Иоанн совершил Всенощное бдение в храме иконы Божией Матери "Нечаянная Радость"

В субботу, 20 января в канун Недели 33-ей по Пятидесятнице, по Богоявлении, и дня памяти преподобного Георгия Хозевита, епископ Домодедовский...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_klimov_bel.jpgВо имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний день, Димитриевскую родительскую субботу, многие из нас пришли в храм для того, чтобы помолиться об упокоении наших усопших сродников – тех, кто когда-то находился перед нашими глазами, кто имел общение с нами, кого мы любили, кто нас любил. Но они уже перешагнули порог Вечности: кто-то – несколько десятилетий, кто-то – несколько дней назад. Но сердце любящего человека может засвидетельствовать: неважно, как давно или недавно это было, потому что ушедшие живут в наших сердцах. И мы часто вспоминаем до мельчайших подробностей их жизни в общении с нами, те подробности, которые доставляли нам радость и счастье. Иными словами, как говорят в народе, все минется, а правда останется.

 

И вот что удивительно: часто человек не дает покоя, находится все время перед глазами, попросту мучает нас, и мы очень агрессивно и раздраженно на него реагируем. И нам кажется: не любим мы этого человека, он не нужен нам в жизни, пусть он исчезнет. Но как только умирает человек, тотчас приходит раскаяние в сердце, пелена спадает с глаз. И мы начинаем сами перед собой свидетельствовать, как же дорог был нам этот человек.

Мы спрашиваем себя: почему мы так поступали с ним в дни его земной жизни? Неужели нам было сложно сказать ему доброе слово? Неужели, по крайней мере, было сложно не смотреть на него с осуждением или надмением? А еще бывает, что внезапно уходит человек, и тут нас осеняет, что каждый наш взгляд и каждое слово могут быть последними для этого человека в нашем с ним общении. И то, каким это будет слово, каким будет этот взгляд, определяет те отношения и чувства, с которыми человек уйдет в Вечность. А если это будет гнев? А если это будет зло? Что тогда?

Но милостью Божьей у нас есть храм, милостью Божьей у нас есть Господь, Который открывается в благодатных таинствах церковных и дает нам возможность через молитву, обращаясь к Нему, испрашивать прощения у этих людей. Более того, не только испрашивать прощения, но и возможность совершать, приносить за них бескровную жертву, приходя в храм, исповедуясь и причащаясь, творя дела милосердия как бы их руками. И Господь принимает наши молитвы и очищает грехи тех, кто порог Вечности уже переступил.

Конечно, нам неизвестна дальнейшая участь наших усопших: одно дело – суды человеческие, а другое дело – суды Божественные. Безусловно, нам хочется верить, что все те, кто находится в наших сердцах и за кого мы молимся, получают от Господа прощение и облегчение, в их душу входит Божественный свет, благодать, любовь. Но кто знает, может быть, это нам только кажется? А какие они, суды Божии? Каждый из нас ходит перед Богом, и кто что заработал у Него, знает только тот, кто работал Господу, и сам Господь.

И в сегодняшний день, молясь об упокоении наших усопших сродников, мы не можем не задуматься и о себе. Что и говорить: в родительские субботы в храмы приходят люди в определенном возрасте, которые прошли уже «точку невозврата». Ту точку, хронологическую координату, после которой человек в день раз-два, а то и больше задумается о своей смерти, вспомнит, что и ему умирать, и его уже не надо в этом убеждать – он знает, что это рано или поздно случится. Но то-то и оно, что только знает, – в этом часто заключается наша проблема. Потому что мало знать, нужно чувствовать. А как сделать так, чтобы восчувствовать своим сердцем, что смерть, может быть, не за горами, а за плечами?

Уже в древности великие подвижники благочестия, подвизающиеся в вертепах и в пустынях, оставили христианскому миру одну непреложную аксиому, которая должна быть нами принята на веру: сердце человеческое устроено таким образом, что оно располагается или к Небесному и Божественному, или к земному и суетному. Одновременно сердце расположиться и к Богу, и к земле не может. Можно чередовать эти устремления, как мы часто и делаем: то в жар, то в холод, но одновременно вместить в себя все не можем.

В чем же заключается наша беда? В том, что мы Богу работаем лишь изредка, а миру и суете – постоянно. И вот эта работа миру и суете изгоняет, вытравливает из наших душ и сердец чувство Божественного, веру в то, что своею душою можно полюбить Бога. Нам это представляется невозможным, но вместо того, чтобы признать это, многие просто говорят: Бога нет.

Что же нужно сделать человеку, чтобы почувствовать, что близ Господь, что Он тебя любит, и если ты Его полюбишь, то это будет так хорошо? Святая Церковь привлекает, призывает нас в святые храмы. Она приглашает нас не только молитвенно участвовать в богослужении. Святая Церковь преподает нам великие церковные таинства – это таинство исповеди, покаяния и таинство Причащения Святых Христовых Тайн. И для верующего человека нужно обязательно приступать к этим таинствам, чтобы сдвинуть этот мертвый, лежачий камень бесчувствия, под него вода благодати никогда не потечет.

И вот, когда это дело нами начинает совершаться, тогда и молитва начинает по-другому идти, появляются движения души и сердца, касающиеся не только нашей земной жизни, но и того, что с нами будет дальше, в Вечности. И мысли о том, где наши сродники, за которых мы пришли молиться, тоже начинают нас будоражить, потихоньку будить, а многих даже воодушевлять на более праведную, чистую жизнь.

Возможность молиться об упокоении наших усопших сродников в родительские субботы – это великая милость Божия, которая нужна, вероятно, даже и не столько им, сколько нам. Поэтому в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, вознесем наши горячие сердечные молитвы, молитвы любви о тех, кого мы знали, а может быть, и не знали, но кто является нашими сродниками, чтобы Господь помиловал их и нас.

Аминь!

 Проповедь протоиерея Георгия Климова,
произнесенная в храме иконы Божией Матери< 
«Нечаянная Радость» в Марьиной роще,
в Димитриевскую родительскую субботу
<