Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

8 декабря 2017 года

В Екатеринбург прибыл Патриарх Александрийский Феодор II

В дни празднования памяти святой Екатерины уральскую столицу посетил еще один Предстоятель Православной Церкви - Блаженнейший Папа и...

читать далее
8 декабря 2017 года

Епископ Тихон посетил Ганину яму

В среду, 6 декабря епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством, сопровождающий по благословению...

читать далее
7 декабря 2017 года

Божественная литургия в в день памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской

7 декабря, в день памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской, в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга была...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_oGKl5.jpgВсех вас, дорогие братья и сестры, поздравляем с великим церковным праздником Покрова Пресвятой Богородицы!

Как это часто бывает в жизни Церкви, праздники устанавливаются, исходя из тех событий, которые случаются в настоящей жизни. И праздник Покрова – это событие некогда локальное: оно случилось во Влахернском храме в 910 году, когда, можно сказать, между жизнью и смертью находился Константинополь, а в каком-то смысле, и вся Византийская империя.

 

Тогда народ, осознав то, что слишком увлекся внешним деланием и, погрузившись в суету, начал грешить, собрался в великий Влахернский храм и начал молиться Господу и Его Пречистой Матери о заступничестве, потому что, по человеческим разумениям, неоткуда им было ждать помощи. И тогда Христа ради юродивый Андрей со своим учеником Епифанием воочию увидели, что Пречистая Свой омофор распростерла над народом Божьим. И подобно тому, как это было тогда, и сейчас, когда мы с вами стоим в храме, Божья Матерь над нами простирает Свой покров (в храме «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще центральная фреска над алтарем – Покров!). И это было знаком, символом, свидетельством того, что народ будет спасен от врага. И, действительно, чудесным образом войска, которые должны были покорить Константинополь, Византию, бежали, устрашившись Божественной силы.

Но всякое локальное событие в Церкви имеет и глубокий символический смысл: это чудесное избавление от врага стало для каждого из нас свидетельством того, что постоянно в нашей жизни Пресвятая Богородица принимает участие. И не только в духовном, и не только в душевном плане – часто все то, что нас окружает, что мы можем осязать и видеть, то, о чем можем размышлять, так или иначе соприкасается с нашим отношением и с нашей молитвой к Божией Матери. С одной стороны, Она незрима для нас, а с другой стороны, Она всегда присутствует в нашей жизни. В акафисте иконе Божией Матери Нечаянная Радость мы читаем, что Она наша твердая и теплая Заступница, незримо и постоянно пребывающая с нами.

Но верующему человеку хочется быть не только свидетелем чуда, которое случилось много лет назад, когда Божия Матерь распростерла над народом Покров, помогла, спасла. Человеку хочется, чтобы всегда Богородица держала над ним этот чудесный омофор, который бы ограждал от всяческих бед, напастей, спотыканий, грехов, страстей. Что для этого может сделать человек? Конечно, можно многое обещать Богу, можно многое делать внешнего для Господа, но не будет ли в таком случае наше обещание, наше делание, по сути дела, выторговыванием у Господа и Божией Матери Их заступничества по принципу «я – Тебе, а Ты – мне»? Конечно, страшно такое делание, но иногда оно входит в нашу жизнь. И увлекшись им, сделав несколько дел, а может, несколько десятков добрых дел или каких-то поступков, упражнений духовных, мы иногда начинаем даже обижаться на Пречистую: почему Она молчит, почему Она не помогает? Вроде бы, все сделал, что обещал.

Но ведь Священное Писание и мудрость церковная говорят, что одно дело – суды человеческие, а другое дело – суды Божественные: иногда то, что высоко у людей, бывает очень низким у Бога. И наоборот: то, что высоко у Бога, низким у людей бывает. И когда мы о таких праздниках рассуждаем, когда молимся в такие праздники, самое главное для нас – понять, увидеть тот «эпицентр» события, благодаря которому Пречистая помогла, не покинула свой народ, а заступилась за него. А этим главным является то, что народ признал себя грешным и осознал, что та помощь внешняя, на которую он уповал, та мощь, которую он созидал, может быть, десятилетиями или даже веками (поскольку Византийская империя начинается с четвертого века), – все это может превратиться в ничто, в одну секунду разлететься в пух и прах, если не поможет Господь.

Для кого приходит Божественная помощь? Конечно, для того, кто себя грешником осознает. И это знает Пречистая, потому что Она, стоя при Кресте и получая от Господа благословение усыновить Иоанна Богослова, а в его лице всех верующих людей, осознавала, что «нет в мире человека, который бы жил и не согрешил». И Ее ходатайство распространяется над всеми, всеми грешниками, но порой бывает человеку очень сложно таковым себя признать. Такой человек как бы говорит: живу один, греха не творю, никаких страшных страстей не имею. И ему как будто не в чем каяться, вроде бы, он праведник.

Но если Христос пришел в мир грешников спасти, получается, такому человеку не нужен Господь и не нужна Пречистая. И вот тогда запинает Господь человека, ставит в такие обстоятельства, когда он, почувствовав сначала свою немощь абсолютно по всем трем векторам своего естества (и тело, и душа, и дух), начинает понимать: все связано исключительно с одним – с его греховностью, потому что вечная смерть вошла в его естество и он не в состоянии что-либо исправить сам.

И это отправная точка обращения человека к Божией Матери – даже не к Господу, а к Божией Матери, потому что человек верит в Ее милосердие. Человек начинает понимать, что никаких абсолютно дел, которые могли бы у Бога выторговать Его помощь и заступление, он не сделал и никогда не сделает. Он понимает, что исключительно по любви к нему, грешнику, заступается Пречистая, взывая о спасении человека к Своему Сыну.

И когда нам открывается это заступление, мы действительно начинаем благодарить Господа искренно и истинно. В нас начинает появляться, зарождаться то, что называется Любовью Духа. А эта Любовь, соответственно, и нас начинает творить милующими людьми. По словам апостола Павла, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр. 2, 18). О чем эти слова? Конечно, это призыв миловать всех тех, кто нас окружает. Почему? Потому что именно в такие моменты, когда приходит на помощь Божия Матерь, мы начинаем понимать, что только сердце, стяжавшее Дух милосердия, расположившееся милостью и милосердием по отношению к ближним, привлекает к себе Дар помощи Пречистой, Дар Благодати Божественной.

И в сегодняшний день, дорогие братья и сестры, мы с вами, обратив свои взоры к Пречистой, к тому празднованию, которое совершает Святая Церковь, искренне испрашиваем у Богородицы Ее Покрова на все дни жизни нашей, чтобы нам, с одной стороны, безбедно, а с другой стороны, без греха жить. И, конечно, в этом испрашивании мы обещаем, что в доброй совести будем стараться исполнять заповеди Божии, пытаться стяжать ту кротость и смирение, которые постоянно низводят и всегда будут низводить Дар Божественной Благодати и Покрова Пречистой на нашу жизнь.

Аминь!

Проповедь протоиерея Георгия Климова,произнесенная в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

 14.10.2016