Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

8 октября 2016 года

Всенощное бдение в канун дня памяти прп. Сергия Радонежского

7 октября в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, митрополит Тобольский и Тюменский...

читать далее
6 октября 2016 года

Епископ Тихон совершил чин Малого освящения храма на ул. Малыгина

6 октября епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством, совершил чин Малого освящения храма преподобного...

читать далее
4 октября 2016 года

Состоялось открытие Кубка Молодежного отдела Московской городской епархии «Подача в будущее»

2 октября во дворце игровых видов спорта «Содружество» в Ясенево состоялось торжественное открытие Кубка Молодежного отдела Московской...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_Gutorov.jpgВо имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Нашу жизнь, дорогие братья и сестры, можно уподобить в определенном смысле сегодняшнему евангельскому повествованию. Сегодня за Божественной Литургией мы слышали с вами небольшой евангельский отрывок, который следует тотчас же за тем повествованием, которое было предложено всем нам в прошлое воскресение.

В прошлый воскресный день за Божественной Литургией мы слышали с вами об удивительном чуде насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек Спасителем нашим Господом Иисусом Христом. Если вы помните, ученики недоумевали, как можно насытить пятью хлебами это огромное количество людей, так как по их словам, день уже склонился, т.е. уже вечер, и они ничего не вкушали. Удивительно, что в Евангелии упоминается даже о времени суток этого события. Действительно, Господь уже вечером насыщает этих людей, и после совершения этого необыкновенного чуда Он удаляется на гору, а Его ученики в ночь пытаются переправиться на другую сторону Галилейского, Генисаретского, или иначе Тивериадского озера.

Есть еще одно название этого озера – озеро Киннереф, всё это названия одного и того же озера, центрального в Галилейских пределах Палестины. В это время разражается буря, шторм, это достаточно нередкое явление и штормовые стихии являются очень частыми именно здесь, на глади этого, казалось бы внешне очень спокойного, очень гостеприимного и милостивого озера.

  В эту бурю попадают ученики Христовы, они целую ночь борются с этой страшной стихией, и, как сказано в Евангелии, в четвертую стражу ночи они видят приближающегося к ним Спасителя. Они видят Христа как бы в эпицентре этой бури, грядущего по водам. Тот, кто читает или слушает со вниманием Евангелие, тот понимает, что нет ни одного случайного слова в Священном Писании. Вечером Христос насыщает людей пятью хлебами, и они после этого чуда садятся в лодку и пытаются переправиться на другой берег, а в четвертую стражу ночи, т.е. уже фактически на рассвете, так как ночь разделялась на четыре стражи, они видят Христа. Всю ночь они были терзаемы этим страшным шквалом, измаявшись, изнурившись, среди этого стихийного бедствия, который готов был в любое мгновение перевернуть их утлое судёнышко, в котором они находились, потому что шторм явление весьма и весьма нешуточное. Неслучайно в старину моряки всегда говорили: кто по морю не плавал, тот Богу не маливался, – это действительно так. Поэтому они, находясь, можно сказать, на грани жизни и смерти, вдруг видят идущего по волнам Христа Спасителя. Они ужасаются и воспринимают Его как призрак, как плод своего воспаленного воображения, не как реального Христа грядущего, а как некое видение, об этом тоже говорит евангелист. Они в ужасе, еще быть может даже в большем, нежели от претерпеваемого ими штормового обуревания, восклицают. На что Господь им говорит: Дерзайте, не бойтесь – это Я.

И тогда, услышав голос Спасителя, они пришли в себя, они обрели некое спокойствие и некую уверенность, настолько, что один из них – Петр, восклицает: Господи, если это Ты, то позволь мне идти к Тебе навстречу так, как и Ты идешь нам навстречу по глади этих волн. Господь повелевает Петру, и тот на удивление, может даже самого себя и окружающих его собратьев апостолов, выходит за борт еще обуреваемой лодки и по глади вод идет навстречу Христу. Несколько шагов ему удалось сделать, потому что никого, кроме как Христа пред собою он не видел, но вдруг, опомнившись, он начал обращать внимание на то, что шторм нисколько не умалился, что волны как били о борт корабля, также и пытаются сокрушить его. Увидев это и потеряв из своего взора Христа, повелевшего идти навстречу Ему, он стал утопать, он стал тонуть в этой пучине, бурею клокочущей. Тогда он, из пучины этих вод протянув руку Христу, воскликнул: Господи, спаси меня! И Господь произносит замечательные слова: Зачем ты усомнился, маловерный? Разве ты только что не шел по воде как по суше, ты ведь только что шел, подобно Мне, по глади этих бушующих волн, почему ты усомнился? И протянув Свою Божественную десницу утопающему Петру, Господь извлек его из пучины вод, и ученики воскликнули, как воскликнул тот же самый Петр несколько ранее этих событий: воистину это Сын Божий. И буря прекратилась.

Есть еще одно замечательное повествование, предшествующее сегодняшнему литургийному чтению, апостол и евангелист Марк благовествует, что была еще одна буря, когда ученики, находясь в лодке, страшились неминуемой погибели, но с ними в лодке был Христос и Он спал. Странно, это всегда вызывает некое недоумение. Как же так? Буря, шторм, лодку бросает из стороны в сторону, ветер, волны захлестывают, а Христос спит на возглавии корабля, как об этом повествуется в Евангелии. Один замечательный проповедник, удивительно, метафорически, я бы сказал, объясняет это место. Да, Христос спал, и Ему физически это было свойственно, потому что Он вобрал в Себя всю полноту человеческого естества, но в большей степени Он спал в сердцах учеников, потому что они были одержимы неверием или маловерием, о чём Он и сегодня говорит Петру: Зачем ты усомнился, маловерный!

Христос - Он в центре этой бури, Он в центре любой человеческой бури, в центре любых человеческих скорбей, говоря нам сегодняшним евангельским благовестием, о том, что Он рядом с нами, что Он никогда нас не оставит ни в каким жизненном обуревании.   Почему в самом начале сегодняшнего обращения моего к вам прозвучали слова о том, что сегодняшнее литургийное евангельское чтение можно уподобить нашей человеческой жизни? Мы нередко, особенно устами Церкви и ее песнопениями, ее трогательными молитвословиями, уподобляем нашу земную жизнь житейскому морю, обуреваемому всевозможного рода стихиями, бурями, невзгодами и очень часто мы, подобно ученикам Христовым, падаем духом и малодушествуем, боясь того, как бы не произошла погибель. И даже если мы Христа не видим, то подобно апостолам, как они сегодня видели Его, как им казалось, как некий призрак, т.е. как-то отдаленно, нереально, неявственно, где-то вдалеке, мы какими-то совершенно размытыми очертаниями, быть может, вспоминаем о Господе тогда, когда нашу жизнь наполняют скорби, невзгоды и какие-то жизненные испытания, но вместе с тем Господь отрезвляет нас и говорит: Дерзайте, не бойтесь это Я. Я рядом с вами, и какие бы скорби, какие бы бури не обуревали вашу жизнь, Я никогда не оставлю вас подобно тому, как не оставил Петра утопающего.

И поэтому нам с вами, дорогие братья и сестры, нет дороги унывать, как говорит преподобный Серафим Саровский, нет дороги малодушествовать, нет дороги сомневаться в том, что Господь рядом с нами. Чего должен человек больше всего бояться, или вообще стоит ли что-нибудь того, чтобы мы боялись этого? Стихийных бурь? Стоят ли они того, чтобы мы трепетали и боялись их, не Господь ли все эти стихии сотворил, и поэтому Он повелевает им. Бояться людей, которые окружают нас и быть может какое-то зло замышляют против нас? Но мы знаем, что Господь лишь намерением единым Своим может разрушить любое коварство, любые ковы, которые пытаются сковать нас. Кого бояться нам, если мы со Христом? Разумейте, языцы, и покоряйтеся, – говорит святой пророк Исайя, – ибо с нами Бог!

Единственное, чего должен бояться христианин, чего должен бояться верующий человек, это бояться греха. Грех – это самое страшное зло, самое страшное явление, которое разделяет нас и может навсегда, навеки, на вечность разделить нас с Богом. Вот этого должно бояться больше всего, ничего другого христианин бояться не имеет права, и если мы боимся чего-то иного – людей, обстоятельств, какой-то неуверенности, жизненной неопределенности, то мы маловеры с вами, мы с вами даже с трудом можем называться христианами, если всего этого боимся, потому что это не стоит того, чтобы бояться.

            Даже ветхозаветные праведники и те были тверды и несомненны в вере. Вспомним того дивного отца всех верующих, как называет Церковь и Священное Писание святого патриарха Авраама, когда Бог, ему явившись, повелевает бросить свой отеческий дом, все то нажитое имение, которое он имел, и идти в чужую, неведомую, неизвестную землю. Он, веруя тому, что Бог, если говорит, Он не может никаким образом лгать, оставляет всё и идет в неизвестность. И Бог прославил его, и спустя многие и многие годы томительных ожиданий и молитв, обращенных к Богу, Господь даровал уже столетнему от рождения своего Аврааму и его супруге девяностолетней Сарре исполнение их супружества, у них родилось дитя. Спустя некоторое время, когда рожденный младенец возрос, Бог говорит ему: Пойди и принеси Мне в жертву сына своего единственного, Исаака, ибо эту жертву Я готов от тебя принять. Какая буря смущений, внутренних, быть может, колебаний наполняет сердце этого великого человека, но он ни о чём не размышляет. Священное Писание оставляет за скобками и за рамками своего благовестия то эмоциональное потрясение, которое наверняка было ему свойственно. Ни о чём этом мы не знаем, а знаем лишь об безоговорочном доверии Богу, он берет своего сына и ведет его на гору Мориа, чтобы там, на этой горе, послушливо принести своего сына в жертву. Т.е. он не усомнился, потому что не может Бог говорить неправды. Это было твердое и незыблемое упование этого великого человека, и поэтому он называется до днесь и будет называться до скончания существующего рода человеческого отцом всех верующих.

Вспомним тех же самых ветхозаветных отроков, которые по приказу Новохудоносора были брошены в печь огненную только лишь за то, что они не хотели приклонить свои колени пред ложным богом, пред идолом. Они были брошены в печь огненную, но не усомнились и потому остались целыми и неврежденными, и до сегодняшнего дня в пределах тысячелетий эти святые имена прославляются как величайшие примеры для подражания, как должно доверять Богу.

Вспомним их сотаинника святого пророка Даниила, который тоже не усомнился, когда был ввержен в ров со львами и тоже остался невредим, потому что не усомнился неложного глагола Божия и предпочел правду Божию, правду Христову всем тем человеческим устрашениям, которые были обращены на них.

Вспомним Иова многострадального, который на гноище находясь, в проказе, черепицей скобля свои страшные гнойники и раны, тоже не усомнился в правде Божией. Да, он требовал некоего ответа от Бога, чтобы Бог объяснил ему, за что и почему он страдает, но он не усомнился и прославил своего Господа.

Нам не достанет с вами никакого времени, чтобы поговорить о всех тех ветхозаветных праведниках, которые не усомнились слов Божиих. Почему же Петр усомнился, маловерным назвал его Господь сегодня в Евангелии? Для того, чтобы он тоже возымел свой опыт того, что значит идти за Христом. Взирая лишь на Него и не обращая внимания ровным счетом ни на что, ты можешь идти даже по глади волн, но если потеряешь Христа из виду, тотчас же начнешь утопать. Потом уже, укрепившись в вере, он, пострадав за Христа на кресте, был уже не сегодняшним евангельским Петром, а тем, кто тоже не усомнился.

Мы с вами не способны будем даже обзорно вспомнить имена тех, кто не усомнился в верности Христу и был верен Ему даже до смерти. Сонмы мучеников, сонмы новомучеников  Российских, тех угодников Божиих, которые не усомнились в неложном глаголе Божием и предпочли умереть, отдать кровь, дабы принять дух, все эти святые угодники Божии говорят нам, что нет таких жизненных обуреваний, нет таких скорбей житейских, которые стоили бы  того, чтобы ради них терять присутствие духа и терять Бога в своей жизни.

Сегодня мы с вами, дорогие братья и сестры, внемля благоуветливым глаголам святого апостола и евангелиста Матфея, должны себя поставить в центр этой евангельской бури и воспринимать все то, что окружает нас в жизни, как нечто временное, скоропреходящее и не стоящее того, чтобы ради этого унывать, падать духом и отчаиваться. Вспомним слова апостола Павла, который в Послании к Коринфянам говорит такие замечательные глаголы: Вас посетило искушение не иное как человеческое, и верен Бог, что не пошлет вам искушений более тех, которые вы имеете, и даже в искушениях даст вам силы преодолеть их. Т.е. дано нам потерпеть не более, чем мы способны это понести, т.е. даже в меньшей степени нам Бог дает потерпеть, потому что тут же Своею Божественную благодатью, Своим милосердием и человеколюбием дарствует нам силы к тому, чтобы перенести те маловременные жизненные скорби и испытания, которыми порой сопровождается наша земная жизнь.

И даже если мы будем с вами духом падать и малодушествовать, то будем  всегда вспоминать это Евангельское повествование про утопающего Петра и ту с готовностью всегда быть протянутой руку Божию каждому из нас, даже утопающему во глубине житейских скорбей, невзгод и печалей. И даже, если мы будем хромать по слову ветхозаветного пророка на оба колена, то будем неизменно взывать ко Господу, чтобы Господь спас нас, утопающих и погибающих, чтобы нам отринуть от себя малодушие, маловерие и все то, что запинает безпреткновенный путь наш, ведущий к Богу, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение в Троице славимому и поклоняемому, Безначальному Отцу со Единородным Его Сыном и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь!