Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

27 июня 2017 года

Рабочая встреча с вице-премьером Венгрии Шемьеном Жолтом

27 июня в здании венгерского парламента в Будапеште состоялась рабочая встреча епископа Подольского Тихона, Управляющего Будапештской и...

читать далее
27 июня 2017 года

Рабочая встреча с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном

27 июня епископ Подольский Тихон, Управляющий Будапештской и Венгерской епархией, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством,...

читать далее
18 июня 2017 года

Дайджест новостей храмов Северо-Восточного Московского викариатства

Краткий обзор жизни храмов Северо-Восточного Московского викариатства за период с 8 по 18 июня, по материалам приходских сайтов (ранее не...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

b_200__16777215_00_images_propovedi_Gutorov.jpgВо имя Отца и Сына, и Святаго Духа.

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником Твоим обетованием Святаго Духа.

Таковыми словами весь православный мир чтит и прославляет Вознесение на небо и спосаждение одесную Бога и Отца Спасителя мира Господа нашего Иисуса Христа. Миновали сорок дней Светлого Христова Воскресения, и вчера, совершая Божественную Литургию в день отдания праздника Пасхи, мы с вами, дорогие братья и сестры, вновь воспоминали прерадостные события, сопровождавшие это самое важное и величайшее событие в истории мироздания – Воскресение из мёртвых Христа Спасителя. А еще несколько ранее мы с вами воспоминали события, связанные со Страстями Христа, с Его страданиями, которые Господь волею подъял на Свои рамена с тем, чтобы пригвоздить на Кресте грехи всеродного Адама, всех нас, и тем самым искупить всех нас от вечного проклятия и смерти.

Иногда люди пытливого ума задаются вопросом, почему Господу не надлежало вознестись тотчас же после Своего Воскресения, Он бы засвидетельствовал Свою власть над смертию, и этого было бы вполне достаточно, чтобы вознестись на небо и тем самым явить скорейшим образом обетованного Утешителя на учеников Своих, а через них на всех верующих во Христа. Ответ на этот вопрос и недоумение очевиден и совершенно прост. Господь научал тайнам Царствия Небесного Своих учеников-апостолов до Своего Вознесения с тем, чтобы они уже были не теми робкими, немощными, порой трусливыми и малодушными людьми, а чтобы они, узрев своими собственными глазами воскресшего из мёртвых Христа Спасителя, были вместе с тем научены тем тайнам, которые Господь открывал им в течение всего этого сорокадневного времени.

Очень часто, когда мы читаем Евангелие, в этой связи возникают вопросы, почему Господь избегал смерти, которая не единожды грозила Ему собою во время Его земной жизни. Святитель Иоанн Златоуст объясняет это так: несмотря на то, что Господь пришел чтобы умереть, все обрушивающиеся на Него угрозы Он принимал со смирением, а очень часто уходил от грозящей ему смерти, потому что Ему еще надлежало многих и исцелить, и научить, и уврачевать, и вразумить. То же самое происходит и здесь, Господь не тотчас же возносится на Небо, но научает тайнам Царствия Небесного, тайнам Царствия вечной славы Своей тех, кого Он избрал быть Своими учениками и Своими вестниками для проповеди Евангелия Царствия всему миру.

Сегодня этот день наступил, и, как свидетельствуют евангелисты, Господь в окружении Своих учеников, Пречистой Матери Своей взошел на Елеонскую гору с тем, чтобы вознестись на небо. Сегодня мы с вами слышали об этом дивном событии в устах  самовидца, апостола и евангелиста Луки, который повествует об этом в своей книге Деяния апостолов. Только в четвероевангелии мы находим свидетельства о земной жизни нашего Спасителя. Все прочие книги библейские лишь говорят о Христе, как имеющем прийти в мир или говорят о Его пришествии как о свершившимся факте, и только евангелисты повествуют и благовествуют о Нем, как о живущем на земле Христе Спасителе. Книга Деяний, которая по преимуществу говорит о деяниях святых апостолах, о их подвигах, о проповеди, которой они свидетельствовали о Христе всему миру, начинается с удивительного рассказа о Вознесении нашего Господа: о том как Господь, взяв Своих учеников, взошел на Елеонскую гору и на глазах у них стал возноситься на небо.

Я сегодня задумался во время слушания этого библейского эпизода из книги Деяний апостольских, о том, что в Евангелии упоминается несколько гор, которые непосредственно связаны с Христом Спасителем. Наверное  я скажу лишь о самых  главных, быть может что-то упущу из вида, из памяти, но по крайней мере, упомяну основные горы и вершины, которые особенным образом связаны с личностью нашего Спасителя. Первая из этих вершин, это наверное гора Блаженств, куда Господь взошел вместе со Своими учениками и там дал заповеди, открывающие человеку совершенно иные горизонты и совершенно иной смысл жизни человеческой: Блаженны нищие духом... На одной из гор Галилейских Господь произносит Свою возвышенную проповедь, которая так и вошла в историю христианства как Нагорная проповедь, т.е. произнесенная на горе.

Мы еще можем вспомнить с вами иную гору, где Господь таинственным образом приоткрывает завесу Своего Божественного величия и могущества, гору Фавор, куда Господь восходит вместе с тремя учениками, Петром, Иаковом и Иоанном и пред ними преображается Своим Божественным величием, это еще одна из евангельских гор.

Средоточием всего Евангелия является гора Голгофа, на которой Спаситель мира взошел на Крест, чтобы искупить весь род человеческий от вечного проклятия и смерти. И наконец, сегодня мы воспоминаем еще одну гору, гору именуемую Елеонской, с которой Господь вознёсся на небо, и это еще одно свидетельство того, что Господь являет нам полноту Своего Божества через те деяния, которыми Он спасает весь род человеческий, всех нас.

Елеонская гора, или масличная гора, это такой достаточно возвышенный холм, в настоящем смысле этого слова вряд ли можно назвать это горой, это большая возвышенность, усаженная масличными оливковыми деревьями, отсюда она и берет свое наименование. Но есть еще одно значение у слова «елей», это не только масло, но и милость, т.е. это гора милости Божией, и именно с вершины этой горы Господь благоволит вознестись на небо. Удивительная особенность и подробность, которую мы слышим с вами в устах евангелиста Луки, описывающего это евангельское событие. Господь благословил Своих учеников и, благословляя их, стал подниматься на небо. Тот, Который был рядом с ними в течение много времени, Он ныне покидает их, и конечно же в сердцах учеников Христовых видится грусть и печаль. Но вдруг, взирая на исчезающего в небосклоне Христа, объятого облаками, они видят двух светозарных мужей, двух Ангелов, которые говорят им: Мужи галилейские, что вы смотрите на небо, сей Иисус, который сегодня возносится на небо, таким же образом придет для того, чтобы судить этот мир. Ученики исполнились глубочайшего ликования, глубочайшей радости о том, что Господь не оставляет их, ибо последними словами, обращенными к ним, были слова: Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Т.е. Господь не лишает упования, надежды всех верующих в Него, Он с нами всегда до скончания века, более того, Господь имеет намерение ниспослать иного Утешителя, Духа Истины, Духа Всесвятаго Божьего, чтобы Он наставил всех нас на всякую правду.

Десять дней отделяет нас с вами от события, которое Церковь будет воспоминать, празднуя день Святой Пятидесятницы, когда Господь в виде огненных пламенеющих языков почиет на учениках Христовых, и они, исполнившись Всесвятаго Божьего Духа, будут проповедниками Евангельской истины всему миру. И мы сегодня с вами, дорогие братья и сестры, видим очами веры возносящегося на небо нашего Спасителя. Мы видим с вами то, что небо отверсто, оно уже более не заключено человеческим грехом. Бог Спаситель мира отверзает нам этот путь, ведущий к Царствию Небесному. Мы об этом очень часто говорим, и  это подлинное апостольское свидетельство.

Апостол Павел говорит о том, что мы все с вами странники и пришельцы здесь на земле. Согласитесь, разве странник, пришелец будет прилепляться всем своим сердцем и всем своим существом к чуждой и чужой ему земле, разве не устремляются все его взоры к его отечеству и к его родине.

Я понимаю, что говорю совершенно поверхностные и для каждого присутствующего очевидные вещи, но все-таки задумаемся и позволим себе остановить свое внимание именно на этом сравнении и на этом примере. Представьте себе, пленник, взятый в плен, неужели он будет наслаждаться и радоваться тому окружению и пространству, в которое он помимо своей воли, насильственно, заключен? Разве не все его помыслы, не все его чаяния и желания устремляются к своей отчизне и к своей родине? Наше отечество на небесах, - апостол Павел нам говорит, и посему очень странно, если мы, будучи пленниками, будучи чужестранцами здесь на земле, прилепляемся к ней, к её удовольствиям и через это забываем о самом главном, забываем о своем Небесном отечестве, которое отверсто нам всем первоначально Боговоплощением Спасителя мира, Его Крестными страданиями, Воскресением из мёртвых и, наконец, Его Вознесением на небо, которым Он отверзает вход в горний мир, в горнее Царствие. Посему мы с вами должны всегда об этом помнить и знать, что как бы не привлекал нас этот мир своими посулами, своими обещаниями, своими внешними красотами –  это всё временное и тленное и имеющее очень скоропреходящее значение. Не стоит, пленяясь и порабощаясь всему этому, забывать о своем подлинном настоящем отечестве, которое Господь уготовил всем нам прежде сложения мира, о том отечестве, о радостях которого и сердце человеческое не помышляло, и око не зрело, и ухо не способно было слышать, что Бог уготовил любящим Его.

Сегодня, дорогие братья и сестры, в таком мысленном, символическом, духовном понимании мы все с вами находимся на вершине Елеонской горы и очами веры зрим, как Спаситель мира возносится на небо, благословляя нас оттуда и указывая нам путь ко спасению и к тому, что составляет самый главный смысл и самое главное содержание нашего человеческого предназначения. Посему отринем от себя всякий запинающий нас грех и всё то, что мешает нам взойти на небо.

Я, помнится, как-то приводил пример одного античного скульптора, имевшего величайший гениальный талант. Его звали Фидий, немногие произведения его дивного ваяния, которым он отличался, дошли до нас, но специалисты знают, сколь великим скульптором и ваятелем был этот античный художник. Однажды его спросили, как ему удается ваять из камня такие изумительные, неповторимые шедевры, на что Он ответил: всё очень просто, я беру глыбу мрамора и отсекаю от неё всё ненужное и лишнее. Христианин также должен всё ненужное и всё лишнее отсечь от себя, тогда действительно его душа превратится в существо необыкновенное, предназначенное для вечной жизни и Царствия Небесного.

Заметьте, Господь возносится на небо плотию человеческою, которую Он принял, и это означает то, что плоть, естество человеческое, тело человеческое, предназначено не для работы страстям и похотям, а предназначено прежде всего, как апостол говорит об этом в послании к Коринфянам, быть нерукотворенным храмом живущего в нас Духа Божьего. Это главное предназначение тела человеческого – вместить в себя Живого Бога, возжелавшего избрать обителью сердце человеческое. Для того, чтобы чудо этой дивной встречи человека с Богом произошло, нужно действительно отсечь от себя всё то, что мешает и препятствует человеку войти на небо. Что препятствует и мешает туда войти совершенно очевидно для каждого человека. Святой тайнозритель апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит в своем Откровении, что ничто скверное и ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное, и посему запинающий нас грех, страсти, пороки, которые овладели нашею волею, нашею душою, нашим сердцем должно разорвать и изгнать из своего сердца с Божьей помощью, и через это соделаться причастниками той небесной радости, которую Господь дарствует всем нам через Свои страдания, Свое тридневное Воскресение и Вознесение на небо, и спосаждение одесную Бога и Отца.

Сподоби, Господи, всех нас этой великой радости – быть причастниками Божеского естества. Соделай, Господи, всех нас соделаться наследниками той небесной радости, которую Ты уготовал любящим Тебя прежде создания мира.

Сего, Господи, сподоби всех нас! Аминь.