Северо-Восточное Московское Викариатство

СОБЫТИЯ

19 июля 2018 года

Богослужение в день памяти прп. Сергия Радонежского в храме на Миусском кладбище

18 июля 2018 года, в праздник обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, 100-летие мученической кончины великой княгини Елисаветы...

читать далее
19 июля 2018 года

Анатолий Торкунов: Храм при МГИМО объединяет преподавателей и студентов

Гостем авторской программы председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойды «Парсуна» стал ректор...

читать далее
17 июля 2018 года

В. И. Ресин совершил объезд строительных площадок храмов СВАО

В субботу 14 июля В. И. Ресин, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве, совершил объезд строительных площадок храмов в...

читать далее

ПОКАЗАТЬ ВСЕ СОБЫТИЯ

С. Худиев

b_200__16777215_00_images_chtenie_hudiev_1.jpgСлово «праздник» во внешнем, нецерковном употреблении как-то выцвело – чаще всего оно означает просто день, когда государственные служащие имеют дополнительный выходной, и люди не всегда понимают, на что его потратить.

Почему? Потому что во всех человеческих культурах праздник – это всегда время, когда люди обращаются к чему­то подлинному, священному, тому, что обладает смыслом и ценностью. Всю свою историю люди интуитивно чувствовали, что видимый мир и его мирские трудности, беды и заботы – это еще не все. Что мироздание огромно и таинственно, что в нем заключен глубокий и непостижимый смысл, что то, что мы знаем и понимаем, то, к чему мы привыкли, погружено в океан тайны и чуда. Наши предки знали то, что утрачено современным миром, – это опыт благоговения и трепета.

 

В мире, из которого ушла вера, люди могут пытаться заполнить холод и пустоту чем угодно – выпивкой, дешевым телевизионным мистицизмом про колдунов и пришельцев, развлечениями. Но из этого ничего не выйдет, поэтому в словосочетании «светский праздник» есть какое­то противоречие.

Подлинный праздник всегда религиозен; это напоминание о том, что в нашей жизни есть Правда, Смысл и Надежда, что история мира – и наша личная история – обладает каким­то важным содержанием. Она представляет собой не нагромождение событий, не затянутый сериал, а драму, которая развивается от завязки к кульминации.  

Церковные праздники напоминают нам, что история мира есть история спасения – Бог замыслил о нашем мире что­то невероятно прекрасное. Грех, смерть, уродство, страх, злоба исчезнут навсегда. Мы будем спасены, живы и безмерно счастливы. Мироздание будет преображено и пронизано славой Божией, как воды наполняют море. Наши жизни – со всеми их заботами и проблемами, радостями и горестями – часть  великого Замысла, который разворачивается от Творения через падение, Искупление к жизни будущего века, когда воскресшие из мертвых люди войдут в жизнь вечную и блаженную.

Светлым утром общего Воскресения мы восстанем к новой жизни – и возрадуемся, и радости нашей никто не отнимет у нас. В Священном Писании очень важное место занимает слово «обетование» – или, по­русски говоря, «обещание». Бог обещает Своим верным жизнь вечную и блаженную. Вера – это доверие Божиим обетованиям, готовность на них полагаться и жить исходя из них. Иногда эту веру в обетования путают с прямо противоположным явлением – эскапизмом, бегством от реальности. Люди часто бегут от реальности – в мир фантазий, кино, компьютерных игр... Человек уходит от реальной жизни с ее болью и проблемами в мир менее реальный, зато более комфортный. Вера действует наоборот – подлинная реальность, более живая, более яркая, более настоящая, могущественно входит в нашу жизнь и меняет ее целиком и полностью. Это не уход на небеса – это небесное вторжение. Бог входит в наш мир, неся истину и спасение – человеческому роду в целом и каждому из нас лично. Празднуя события Священной Истории, мы не просто вспоминаем, что произошло когда­то –
мы входим в реальность истории искупления, и наша жизнь становится частью этой  истории,   частью Божьего замысла о спасении мира и людей, в том числе нашего спасения.

Это так в отношении любого церковного праздника – и даже любого церковного богослужения. Небо спускается на землю, и мы входим в присутствие Бога, святых и ангелов. Но это особенно так в отношении Рождества.

Мы не просто в воображении, а самым реальным образом оказываемся рядом с пастухами и слышим ангельское пение; благоговейно выслушиваем слова пророка о том, что младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности,  Князь мира (Ис 9, 6).
Мы с трепетом присутствуем при величайших событиях в истории мироздания и знаем, что эти события совершаются ради нас.

Пророк говорит о том, что этот Младенец одно­временно и Бог Крепкий. Что это значит? Это значит, что в лице Иисуса Христа мы встречаем не просто великого Учителя, не просто посланца от Бога – мы встречаем самого Бога. Как говорится в Евангелии от Иоанна, и Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин 1, 14). Бог, сотворивший небо и землю, всю эту непостижимо огромную вселенную, становится человеком. Зачем? Как говорит Символ веры, нас ради человек и нашего ради спасения. Не только ради человечества вообще, не только ради других, но и ради нас, собравшихся в этом храме. Мы видим, что мы не брошены, не потеряны, Бог помнит о нас и ищет нашего вечного счастья настолько, что нисходит с небес и становится одним из нас, людей, во всем подобный нам, кроме греха.

Какое спасение Он приносит? Люди в то время ждали спасения – от угнетения со стороны других людей, от бедности, от болезней. Ждали могучего властителя, который рукою крепкою наведет порядок. Но Всемогущий Бог приходит в наш мир в образе полной беспомощности; Он становится младенцем на руках Пречистой Своей Матери; Его почти сразу же пытаются убить, и Мария и Иосифом бегут в Египет, спасая Его от Ирода.

Его вечное Царство не похоже на царства земные, которые держатся на принуждении. Это Царство любви, доверия и свободы, и войти в него можно только по своей доброй воле – поэтому Бог никогда не принуждает человека к вере.

 

Можно остаться снаружи, там, где праздник –
это просто нерабочий день, который будет занят какими­то развлечениями и, может быть, выпивкой. А можно войти «в дверь» – туда, где ангелы, волхвы, пастухи, Иосиф, Мария, а главное – Он, Тот, Кто родился в Вифлееме ради нашего спасения. Праздник – это время, в которое мы можем обнаружить совершенно новое измерение, новую –
и бесконечно важную и радостную – реальность, позволить этой реальности войти в нашу жизнь и полностью изменить ее.